"зенит-арену" достроили, но не закончили. Скандал вокруг строительства арены «Зенита» вышел за рамки здравого смысла Кто будет достраивать зенит арену

Строительные работы на стадионе «Крестовский» в Санкт-Петербурге подошли к ожидаемому всей спортивной Россией завершению. Об этом сообщила представитель компании Екатерина Гигиняк.

«В ответ на сообщения о переносе сроков сдачи стадиона: строительные работы закончены. Соответствующие документы будут подписаны сегодня», — говорится в понедельник на ее странице в твиттере.

Как ожидается, до конца понедельника, 26 декабря, должны быть подписаны документы о приеме работы со стороны , после чего уже стадион может быть введен в эксплуатацию.

«Любая работа должна быть сдана. Исполнитель должен сдать заказчику, заказчик в свою очередь должен сдать (работу) Ростехнадзору. Эти документы сегодня в течение дня должны быть подписаны.

Строительные работы завершены — работы, которые входили в контракт, который был подписан в августе. Это не означает окончательную сдачу стадиона в эксплуатацию, это некий этап. Само открытие и церемония будут на матче открытия весной,

а перед этим предстоит выполнить пусконаладку», — приводит слова Гигиняк «Р-Спорт».

Тем временем Международная федерация футбола (ФИФА) выразила уверенность в том, что долгострой будет сдан согласно всем требованиям о проведении чемпионата мира и Кубка конфедераций.

«ФИФА по-прежнему уверена, что стадион «Санкт-Петербург» будет сдан согласно требованиям о проведении Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу. Тестовые матчи запланированы в 2017 году до старта Кубка конфедераций для оценки готовности инфраструктуры стадиона и операционного планирования. В рамках турнира, как и запланировано, на арене пройдут четыре матча, а также церемонии открытия и закрытия», — сообщает «Р-Спорт» со ссылкой на пресс-службу организации.

Стадион «Крестовский», также известный как «Зенит-Арена», был заложен в далеком 2007 году. Чтобы понять, насколько это было давно, можно просто вспомнить тот факт, что президентский срок председателя был еще впереди.

В январе 2016 года готовность «Зенит-Арены» оценивалась в 82%, а в феврале президент выразил уверенность в том, что стадион будет введен в эксплуатацию уже к концу года. «Такие крупные проекты сопровождаются различными вопросами, но эти проблемы неглобальные.

У нас нет оснований говорить, что Санкт-Петербург не справится с обязательствами. Нас заверили, что все будет хорошо. Уверен, стадион будет готов в этом году», — сказал спортивный функционер.

Так оно и произошло. Правда, проблем со строительством меньше не стало. Тут можно вспомнить и трещины, которые были обнаружены в стене подтрибунного помещения, и приостановку контракта с подрядчиком , и проблемы с раздвижной крышей.

Не обошлось, конечно, и без финансовых махинаций. Сотрудники экономической полиции Петербурга и в мае активно проводили обыски, связанные, по версии следствия, с мошенничеством при обустройстве художественной подсветки нового стадиона «Зенита», а гендиректор ООО «Стройэлектромонтаж-5» даже был отправлен под домашний арест на два месяца, а затем оказался в , где находится и в настоящее время.

А в ноябре компанию ему составил бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга , курировавший строительный блок правительства города. Ему предъявлено обвинение в краже 50 млн руб. А общий ущерб при строительстве арены действующий вице-губернатор города оценил в 700 млн руб.

Немудрено, что стоимость стадиона вновь возросла — еще на 4,3 млрд руб.

«Мы не планировали удорожание, по максимуму старались провести импортозамещение. Но осталось много такого, чего в России не производят и что придется закупать за рубежом, а за три года цены изменились очень сильно.

Плюс сейчас изменились требования по безопасности у ФИФА и у структур, которые обеспечивают антитеррористическую безопасность. Появилась необходимость создавать дополнительные рубежи безопасности, приобретать дополнительное оборудование. Все эти работы на стадионе делаются и будут делаться в рамках соответствующих утвержденных проектов. Надеюсь, что это удорожание последнее», — цитирует губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.

Надо отметить, что в качестве первоначальных сроков завершения стадиона поначалу назывался 2009 год, и дата введения арены в эксплуатацию неоднократно откладывалась. Вспоминаем, какие сроки сдачи называли официальные лица за девять лет строительства стадиона, уже ставшего одним из самых дорогих на планете.

Валентина Матвиенко. Первый матч — 2009 год

В 2007 году тогдашний губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, которая и приняла принципиальное решение о строительстве арены, заявила, что проведет первый матч на новом стадионе уже в марте 2009 года. Тогда предполагалось, что строительство завершится еще в 2008-м, а цена проекта составляла «всего» 6,7 млрд руб.

. Срок сдачи — 2010 год

В апреле 2008 года президент «Зенита» Александр Дюков сообщил, что арена не будет сдана в эксплуатацию раньше 2010 года.

«В 2009 году стадион очень вряд ли будет введен в эксплуатацию. В перспективе — может быть, в 2010 году», — расплывчато заявил функционер.

По его словам, перенос сроков был связан с тем, что на данный момент проект строительства стадиона не согласован с Главгосэкспертизой, а также с удорожанием строительства до 13-14 млрд руб.

. Завершение строительства — конец 2011 года

В мае 2010 года Михаил Леонтьев, генеральный директор , в то время занимавшейся строительством арены, сообщил, что реальной датой окончания строительства можно назвать конец 2011 года.

«В ноябре текущего года стадион по архитектурному проекту Курокавы однозначно построен не будет, — отрезал Леонтьев. — В лучшем случае через четыре месяца, в сентябре 2010 года мы получим согласование доработанного проекта в Главгосэкспертизе. Это означает, что сроки строительства сдвигаются минимум еще на один год.

Реальной датой окончания строительства, если не будет новых вопросов у экспертов, можно назвать конец 2011 года».

Цена проекта к тому моменту составляла уже 23 млрд руб.

. Срок сдачи — декабрь 2013 года

В 2011 году смета возросла до 40 млрд, а уже другой генеральный директор все того же «Трансстроя» Александр Руденко объявил, что из-за новых требований заказчика строительство остановлено и сдать объект получится не раньше декабря 2013 года.

Андрей Артеев. Срок сдачи — октябрь 2015 года

Прогноз председателя комитета по строительству Петербурга Андрея Артеева год спустя был более приближен к реальности. Он заявил, что стадион будет сдан в эксплуатацию 20 октября 2015 года.

Губернатор города тогда поинтересовался, насколько реально выдержать этот срок. Артеев заверил, что работы на объекте ведутся и если не будет процедур по смене подрядчика, то при нынешних темпах строительства сроки будут соблюдены.

«Работа там идет, я проверяю», — подчеркнул Артеев.

. Срок сдачи — конец 2016 года

Осторожный председатель Сергей Степашин в 2013 году предельно расплывчато предположил, что стадион, по всей вероятности, будет сдан либо в конце 2016-го, либо в начале 2017 года. На данный момент только его прогноз еще может быть претворен в жизнь.

Марат Оганесян. Срок сдачи — май 2016 года

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян оказался единственным спикером в нашем списке, кто не отдалил, а приблизил сроки сдачи арены. 24 апреля 2014 года он сказал, что стадионом можно будет пользоваться уже в мае 2016-го.

«Мы планируем открыть его раньше, по просьбе график будет пересмотрен на май месяц»,

— уточнил Оганесян.

Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на чемпионата мира по футболу - 2018, а также в группах отдела спорта в социальных сетях

В качестве наиболее вероятного нового генподрядчика строительства стадиона на Крестовском острове источники "ДП" называют ГУП "Водоканал".

Напомним, сегодня (15 июля) Смольный уведомил "Инжтрансстрой" о расторжении контракта на строительство стадиона. При этом для того, чтобы не сорвать сроки, новый генподрядчик должен будет принять работы максимально оперативно.

Впрочем, по данным "ДП", "Инжтрансстрой" не собирается сдаваться без боя. Юристы компании готовы предъявить Смольному многомиллиардные претензии по неоплаченным работам, по фактам изменения сметы и по проволочкам в согласовании проектной документации.

В сегодняшнем официальном сообщении "Инжтрансстроя" говорится, что в компании надеются на участие федеральных властей в возникшем конфликте. "Для федеральных органов власти чемпионат мира имеет значительно большее значение, чем для комитета по строительству Петербурга", - говорят в компании.

Смольный решительно настроен на расторжение контракта. Еще в начале недели уверяли, что на стройке все идет хорошо, но теперь уже заявляют, что не понимают, куда пропали 2,5 млрд рублей аванса, выданного "Инжтрансстрою". Как "ДП" сообщил вице-губернатор Игорь Албин, комитет по строительству направил в ГУВД по Петербургу и Ленобласти заявление о пропаже этой суммы.

Что осталось сделать

Генподрядчика меняют за несколько месяцев до сдачи объекта: в декабре этого года стадион планируется уже сдать. По данным "Инжтрансстроя", выполнено 85% работ. Отметим, что речь идет о подрядах, по которым подписаны акты о приемке работ.

Полностью установлены металлоконструкции на кровле и выкатном поле. Но по инженерии поля остается достаточно много работы, говорят собеседники "ДП", знакомые с ходом работ. Почти завершены все виды бетонирования и установка витражей. Более чем на 90% выполнено покрытие кровли. Как выяснил "ДП", на стадионе осталось смонтировать на "линзе" кровли светопрозрачное покрытие (пленку). Также выполнена большая часть работ по установке лифтов и эскалаторов.

Сколько выполнено работ на "Зенит-арене"

Источник: "Трансстрой"

Между тем несколько представителей компаний, работавших на стадионе на субподряде, сообщили "ДП", что выполнили работы, для которых их привлекали, полностью, но не получили оплату именно из-за отсутствия актов о приемке работ. "У нас все сделано. Рабочие покинули объект. Но мы не знаем, как добиться оформления акта. Создается впечатление, что денег просто нет, и чтобы не приходилось их выдавать, находят формальные причины не подписывать акты", - сказал собеседник "ДП".

Таким образом, если опираться на отзывы субподрядчиков, процент реально выполненных работ стремится к 90. Конечно, отделочные работы, установка мебели, работы на фасаде, благоустройство, - все это еще впереди. Затем должен начинаться этап наладки.

Кто будет делать

"Ответственным должностным лицом по передаче незавершенного объекта капитального строительства со стороны города назначен глава комитета по строительству Сергей Морозов, которому поручено сформировать комиссию по приемке-передаче объекта, а также инженерной, технической и финансовой документации", - сообщает вице-губернатор СПб Игорь Албин.

Основным претендентом на роль нового генподрядчика работ считается ГУП "Водоканал". В ГУПе на все вопросы "ДП" по этому поводу ответили лаконично: "На данный момент "Водоканал" выполняет работы на стадионе в рамках договора на оказание услуг по осуществлению временной эксплуатации наружных канализационных сетей. Вопросы, касающиеся взаимодействия между заказчиком и генеральным подрядчиком, а также другими субподрядными организациями, не находятся в компетенции нашего предприятия".

Однако, как сообщили " ДП " сотрудники "Водоканала", пожелавшие остаться неизвестными, вчера руководитель предприятия Феликс Кармазинов сообщил, что город оказался в сложной ситуации в связи со строительством стадиона и обязанность ГУПа - оказать поддержку. Также он поручил сотрудникам пообщаться с субподрядными организациями, которые работают на стадионе, разобраться в проблемах их работы, обсудить перспективы сотрудничества.

"Водоканал" и сам работает на стадионе, так что в целом знаком с ходом работ. Кроме того, вчера охрану стадиона усилили с помощью сотрудников предприятия "Водопад", которое традиционно охраняет объекты "Водоканала".

Еще один собеседник " ДП ", знакомый с процессом строительства стадиона, заметил, что также к генподрядным функциям могли бы привлечь "Метрострой", но из-за плохих отношений компании со Смольным сейчас это маловероятно.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

По данным «СПАРК- Интерфакс», 25% « Метростроя» принадлежит Петербургскому метрополитену, 21% — комитету имущественных отношений Петербурга, 13,62% — гендиректору компании Вадиму Александрову, еще 23,84% — его сыну и заместителю Николаю Александрову, остальное (16,54%) — миноритариям. Госконтракт с « Метростроем» даст Смольному, который является крупнейшим акционером подрядчика, полный контроль над стройкой и возможность самостоятельно принимать решения, сказал РБК исполнительный директор компании Heads Consulting Никита Куликов. « Это все должно положительно сказаться на бюджете строительства и его сроках. Для ускорения темпов, скорее всего, будут сохранены все субподрядчики», — уверен эксперт.

Проблемы «Метростроя»

« Метрострой» также выступил субподрядчиком строительства Ленинградской АЭС-2. Из-за этого проекта у компании возникли разногласия с генподрядчиком — концерном «Титан-2» — по оплате, которые они решают в суде. В марте в «М етрострое» сотрудники ФСБ провели обыски. По данным газеты «Коммерсантъ», служба заподозрила компанию в мошенничестве при строительстве двух веток питерского метро, размеры хищений, по данным источников газеты, могут составлять несколько десятков миллионов долларов.

В ожидании FIFA

По данным «Трансстроя», бывшего генподрядчика строительства «Зенит Арены», стадион построен на 85%. Еще не готовы инженерные конструкции раздвижной крыши и выкатанного поля, а также системы электроснабжения, теплоснабжения и кондиционирования, говорится на сайте, посвященном этому стадиону.

Не дожидаясь заключения госконтракта на достройку стадиона, «около недели назад» руководители « Метростроя» появились на стройплощадке, рассказал РБК источник в субподрядной организации: «Они вникают в графики, прицениваются, изучают объемы работ». По его словам, за последний месяц появилось много новых субподрядных компаний, которые работают на устных договоренностях. «Уже сегодня специалисты «Метростроя» работают на стадионе с целью проведения анализа состояния всех объектов и составления оптимального графика работ», — подтвердил РБК Александров.

Собеседник, близкий к « Трансстрою», считает , что « Метрострой», скорее всего, сможет самостоятельно достроить раздвигающуюся крышу стадиона. Это одна из немногих компаний, способная доделать сложные инженерно-технические работы, добавляет он.

Строители, очевидно, торопятся: в среду министр спорта Виталий Мутко рассказал журналистам, что «Зенит Арена» должна быть готова в декабре 2016 года, а уже весной 2017 года сборная России проведет первый матч на этом стадионе. Он также рассказал, что проблемы со стадионом беспокоят FIFA, инспекция международной федерации планирует посетить его в октябре.

Сроки «очень сжатые», по мнению Александрова, но при правильной организации работ «выполнимые».

Беспокойство по поводу «Зенит Арены» понятно. Строительство стадиона должно было начаться еще в 2004 году, за шесть лет, до того как Россия выиграла право на проведение чемпионата мира по футболу. Но затраты на стройку росли, и Смольному пришлось менять подрядчиков. Первый контракт выиграла компания «Авант», принадлежащая Григорию Фельдману, который тогда занимал пост гендиректора «Синтез девелопмента» (входит в ГК «Синтез» экс-сенатора Леонида Лебедева). В 2008 году « Авант» заявил, что не укладывается в смету, и попросил ее увеличить с 6,9 млрд до 23 млрд руб. У компании были на то основания: реализация проекта затягивалась Госэкспертизой, а цены на стройматериалы росли. Вместо этого петербургские власти расторгли контракт и провели новый тендер.

Новый тендер выиграл « Трансстрой», который на тот момент принадлежал «Базовому элементу» Олега Дерипаски. Он обещал достроить стадион за 13 млрд руб. к 2010 году. Однако в эти сроки компания не уложилась, а в 2012 году была вынуждена оставить работы, из-за того что затягивалось утверждение нового проекта стадиона, а финансирование вообще остановилось. Компания связывала эти события с приходом нового губернатора (в августе 2011 года Валентину Матвиенко сменил Георгий Полтавченко). Проект стадиона «Зенит Арена» четырежды рассматривался в Главгосэкспертизе, им интересовалась и Счетная палата. Смета непрерывно росла, а завершение строительства откладывалось. В итоге 25 июля 2016 года со скандалом был расторгнут контракт и с «Трансстроем» : Смольному не понравилось, что «Трансстрой» не позволяет контролировать свою деятельность на стадионе и постоянно требует увеличения финансирования.

Формально строительство стадиона финансируют власти Петербурга. Изначально они вели переговоры об участии в этом проекте с несколькими инвесторами, помочь согласился «Газпром». Он не стал прямым инвестором стадиона, но начал перевод своих структур из Москвы в Петербург, чтобы платить там налоги, которые идут в том числе на строительство «Зенит Арены». « Газпром нефть» переехала еще в 2006 году, сейчас к ней присоединяются крупные департаменты газовой монополии. Сейчас смета стадиона остается на уровне 39,4 млрд руб. (рассчитывалась до последних двух тендеров), но об ее увеличении может идти речь после положительного заключения госэкспертизы, сказал РБК представитель вице-губернатора Петербурга Игоря Албина.

Общественные дискуссии вокруг возведения на Крестовском острове стадиона для ФК «Зенит» по накалу страстей сопоставимы, пожалуй, лишь с обсуждениями строительства комплекса защитных сооружений, которые в свое время не утихали. Однако стадион уверенно перехватывает у дамбы пальму первенства, претендуя на то, чтобы остаться в памяти петербуржцев самым резонансным долгостроем. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Не самый дорогой»

Новая футбольная арена, которую в перспективе планируется передать в управление ФК «Зенит», была заложена еще в 2007 году. С тех самых пор смета проекта неоднократно росла на фоне заявлений региональных и федеральных политиков о том, что ее рост окончательно остановился.

Изначально стоимость контракта на строительство стадиона, конкурс на который провели в конце 2006 года, составляла 6,6 млрд рублей. Тогда работы планировалось завершить к концу 2008 года. Планы скорректировала возникшая необходимость строить стадион по мировым стандартам FIFA. В итоге достраивать его в 2008 году доверили фирме «Инжтрансстрой СПб». Тогда планировалось завершить работы к 15 ноября 2011 года, потратив на них 13 млрд рублей.

В 2016 году стадион все еще не достроен. Его стоимость 1 июня традиционно в последний раз увеличилась еще на 4,3 млрд рублей, составив в итоге 39,2 млрд рублей.

Докладывая президенту об итогах строительства арены в августе 2014 года, на тот момент врио губернатора Петербурга Георгий Полтавченко отмечал, что «сбои действительно были, но сегодня их просто быть не может». «Та цифра, которая была обозначена, она будет выполнена, и ни копейки больше», – заверял он. И отмечал: «С радостью узнал, что этот стадион не самый дорогой».

Как генподрядчик и Смольный поссорились

До проведения в Петербурге игр мирового первенства по футболу осталось два года, матчей Кубка конфедераций – всего год. Между тем вечером в среду несколько десятков рабочих субподрядных организаций, занятых на «Зенит-Арене», вышли протестовать против задержек зарплаты. Их успокоили прибывший на место вице-губернатор Игорь Албин и городская прокуратура, которая на федеральном уровне пообещала разобраться в ситуации.

Протест рабочих стал поводом для противостояния городских властей и компании – генподрядчика возведения стадиона. В четверг фирма «Инжтрансстрой Спб» распространила по СМИ заявление о том, что выступающая заказчиком работ администрация Северной столицы предпринимает все возможное для срыва сроков строительства. В числе организаторов митинга строителей были названы субподрядчики «Леокам», «Элпром» и «Управление строительства 620». Компания обратилась к губернатору Георгию Полтавченко, уведомив его о фактической приостановке исполнения ранее заключенных договоров.

«Представители администрации города не предпринимают необходимых действий для урегулирования напряжения вокруг строительства стадиона, но способствуют ухудшению ситуации, распространяя информацию о генеральном подрядчике не только не имеющую отношения к реальности, но и порочащую деловую репутацию одной из наиболее профессиональных строительных компаний в России», – отмечалось в заявлении.

Подрядчик также указывал, что недополучил 1 млрд рублей за выполненные ранее работы и недосчитался компенсации убытков, которые возникли из-за резкой девальвации рубля.

А кто в итоге достроит?

Бурное развитие ситуация вокруг «Зенит-Арены» получила в пятницу, когда Смольный сообщил, что за два года до ЧМ-2018 и за год до Кубка конфедераций генподрядчика строительства все-таки сменят.

«Учитывая сжатые сроки завершения работ на объекте на фоне низких темпов производства работ, крайне низкой динамики освоения лимитов финансирования, учитывая отсутствие надлежащей и оперативной реакции на предписания заказчика, неоправданную волокиту при принятии управленческих, технических и производственных решений, низкую мобилизацию трудовых ресурсов и низкую культуру производства, плохое качество работ и др., понимая, что подобная линия поведения ставит под угрозу срыва ввод в эксплуатацию стадиона в сроки, определенные руководством города и страны, принято сложное, но единственно возможное в этой ситуации решение о досрочном расторжении государственных контрактов с ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» и АО «Корпорация «Трансстрой», – заявил в пятницу Игорь Албин.

Его пресс-служба распространила в СМИ объемное письмо, в котором претензии к «Инжтрансстрою СПб» расписывались подробно. Там сообщалось о передаче в правоохранительные органы информации о выявленном на стройке дефиците в 2,5 млрд рублей и об очередной просьбе подрядчика добавить еще 4,3 млрд рублей на строительство.

Так или иначе, если раньше корректировались только смета и срок сдачи стадиона, то теперь непонятно и то, кто будет его достраивать. По мнению компании «Инжтрансстрой СПб», альтернатив у города немного.

«Складывается впечатление, что заказчик осознал, что уклонение от принятия решений по проекту создало реальную угрозу срыва строительства, и ищет способ переложить вину на генподрядчика, – подчеркивается в тексте письма от компании, которое цитирует «Интерфакс». – Кроме того, мы подвергаем сомнению, что в текущих условиях заказчик будет в силах найти на рынке другого достаточно профессионального генподрядчика для выполнения необходимого объема работ в условиях сжатых сроков и существующих сложностей с финансированием и документацией».

«Строится памятник коррупции»

Многие вопросы по «Зенит-Арене» остаются без вопросов, но одно ясно совершенно точно: дискуссии вокруг этого долгостроя петербуржцам уже порядком надоели. Но многие по-прежнему недоумевают, как стадион в городе федерального значения перед чемпионатом мира по футболу может строиться около десятка лет.

«В Питере любят долгострой. Исаакиевский собор: 1819–1858. КЗС Санкт-Петербурга от наводнений (дамба): 1979–2011. #ЗенитАрена: 2008–?», – иронизирует в Твиттере пользователь goodvin29. «Шапито за млрд $ для цирка с #Мамаев и #Кокорин С таким #футбол – замах на рубль, удар на копейку #ЗенитАрена #Питер», – высказывает мнение пользователь Shvedova Iuliia. Им вторят и многие другие юзеры, сообщения которых в основном менее содержательны и не предназначены для печати.

Даже интеллигентные жители Северной столицы уже, мягко говоря, подустали от новостей о стройке «Зенит-Арены», что выразил словами известный болельщик сине-бело-голубых Михаил Боярский. «Там все настолько запущено, что уже надо отрывать несколько слоев. Тогда мы поймем, что было вначале и откуда вообще уши растут, – заявлял он в одном из интервью изданию «Спорт-Экспресс». – Пока не вмешается президент, ничего не поменяется. Как у нас говорят, строится памятник коррупции».

Фото piterarena.com

17:59 — REGNUM Власти Санкт-Петербурга обнародовали список причин, по которым спустя восемь лет они все же потеряли терпение и решили расторгнуть контракт с генподрядчиком строительства стадиона на Крестовском острове. В Совфеде РФ уже опасаются за имидж России, поскольку в таком случае «Зенит-Арену» вряд ли успеют построить к Кубку Конфедерации, а значит — не выполнят обязательства перед FIFA.

Евгений Асмолов/ ФК «Зенит»

Губернатор больше не верит

Новую футбольную арену, которая после проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года будет передана футбольному клубу «Зенит», заложили в западной части Крестовского острова еще в 2007 году. С тех самых пор смета проекта неоднократно росла на фоне заявлений региональных и федеральных политиков о том, что ее рост окончательно остановился. Так, проект корректировали трижды: в 2008, 2010 и 2013 годах. Каждый раз стоимость арены увеличивалась с предполагаемых изначально 6,7 млрд до возможных 43,8 млрд рублей. На данный момент смета строительства стадиона составляет 39,2 млрд рублей, он готов на 85%.

Сегодня городские власти решили расторгнуть контракт с генеральным подрядчиком стадиона. «Трансстрой» получил соответствующее уведомление минувшим утром, как раз, когда губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, инспектируя очередную стройку, разочарованно заявил, что больше не верит обещаниям строителей после очередного скандала с долгостроем «Зенит-Арена».

Глава компании «Трансстрой» Виталий Лазуткин уже заявил, что в случае расторжения будет судиться со Смольным. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе компании, в настоящее время готовится юридический ответ на действия городских властей, и пока у генподрядчика есть 10 дней на устранение замечаний. Лазуткин подчёркивает, что подобный ход со стороны Смольного негативно отразится на сроках сдачи объекта.

Власти города, между тем, уверены, что «Трансстрой» не уложится в 10 дней, и решительно настроены на поиск нового подрядчика «Зенит-Арены». «Конкурсные мероприятия можно будет провести по упрощенной системе, на это потребуется 3 недели», — рассказали корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе правительства Петербурга.

Позорный долгострой

О серьезных имиджевых потерях России из-за срыва сроков возведения петербургского стадиона сегодня уже заявил, инспектируя долгострой, председатель временной комиссии Совета Федераций по подготовке и проведению чемпионата мира Вадим Тюльпанов. «Мы будем советовать губернатору Полтавченко сделать все возможное и невозможное, чтобы достроить стадион. Потому что это будет удар, нанесённый по России, если в Петербурге не состоится матч Кубка Конфедерации», — сказал он, напоминая об обязательствах, данных Россией FIFA о проведении игры уже летом 2017 года.

Напомним, что незадолго до решения разорвать контракт «Инжтрансстрой СПб» в очередной раз попросил Смольный увеличить смету стройки. По словам вице-губернатора Петербурга Игоря Албина, в течение последнего года все требования генерального подрядчика компании «Трансстрой» сводились к трем основным идеям: «мы не успеваем построить стадион в срок», «дайте еще денег» и «не надо нас контролировать». Всего же у правительства Петербурга накопилось девять веских причин для столь радикальных мер.

Деньги исчезают в полдень

Во-первых, компания работает на объекте с 2008 года, но за семь лет стоимость стадиона выросла с 13 до 34,9 млрд рублей, и этих денег все равно не хватило, отмечают в правительстве. В июне 2016 года по инициативе «Трансстроя» принято решение о выделении дополнительных 4,3 млрд из бюджета. Также, по просьбе корпорации, Смольный был вынужден обеспечить авансирование объекта на сумму 2 млрд рублей — то есть, за часть работ платить деньги вперед.

При этом в адрес правительства 12 июля поступило обращение, в котором говорилось о регрессе на строительной площадке и отсутствии 4,3 млрд рублей в экономике проекта. «Это означает, что генподрядчиком в очередной раз поставлен вопрос о дополнительном финансировании строительства стадиона. Одновременно генеральный подрядчик не может объяснить образовавшийся в период до мая 2015 года дефицит по смете в размере 2,5 млрд рублей», — рассказали в администрации города о второй причине. Соответствующие документы чиновники уже отправили в правоохранительные органы.

В-третьих, на протяжении всего периода строительства правительство Петербурга постоянно выделяло деньги вперед — на 12 июля неотработанные авансы составили 3,6 млрд рублей. Но, несмотря на это, подрядчик привлек кредиты на 3,5 млрд, на оплату процентов по которым уже потрачено 770 млн из бюджета строительства стадиона, а до конца 2016 года будет выплачено еще 240 млн рублей.

Отставание от графика и отсутствие трудовых ресурсов

Четвертая причина заключается в том, что в 2016 году генподрядчик должен провести работы на 5,5 млрд рублей, но на данный момент «фактическое выполнение» тянет только на 1,2 млрд. Причем собственными силами «Трансстрой» отработал только 295 млн, отмечают власти Петербурга, остальное сделали привлеченные им субподрядчики. «Генподрядчик дискредитировал себя, не выполняя обязательства по госконтракту и всячески затягивая принятие необходимых производственных и управленческих решений. Хроническое отсутствие на строящемся стадионе материалов и оборудования привело к невозможности выполнения работ субподрядными организациями, которые, как правило, вынуждены работать без денег, без рабочей документации, без материалов», — подчеркнули в правительстве города.

Отвечая на встречный выпад «Трансстроя», чиновники называют пятую причину разрыва контракта. По их словам, проводимые в настоящее время изменения в проектной документации никоим образом не мешают текущим работам и не влияют на выполнение графика. При этом, подчеркивают в Смольном, тогда как необходима мобилизация трудовых ресурсов на строительной площадке и численность рабочих в июле 2016 года должна была составлять около 3 тысяч человек, на площадке присутствуют не более 1200 рабочих и не обеспечена работа в двухсменном режиме. «Отставание от графика производства работ по отдельным видам составляет более трех месяцев», — резюмируют власти города.

Напомним, накануне «Трансстрой» обвинил администрацию Петербурга в срыве сроков сдачи объекта. В частности, в отсутствии проектных решений, наличии неоплаченных работ на сумму 1 млрд рублей, отсутствии компенсации по убыточным работам и поставкам, а также отсутствии профессиональной эксплуатационной службы с официальным, документально закрепленным статусом.

Последние капли

Кроме того, приводят восьмую причину расторжения контракта власти Петербурга — подрядчик должен содержать объект до ввода в эксплуатацию, но игнорирует данные обязательства. При этом правительство города создало штаб, который заседает ежедневно и контролирует работы на стадионе. За каждым отдельным объектом на стадионе закреплен свой куратор. «Таким образом, заказчик фактически подменяет все технические службы генподрядчика, у которого нет ни одного полноценного органа, способного обеспечить управление работами», — называют седьмую причину в Смольном.

Помимо прочего, именно город был вынужден привлечь компетентных специалистов из профильных организаций, чтобы те помогли завершить работы на инженерных сетях и по благоустройству территории, а также организовали поставку оборудования и материалов на сумму 3,5 млрд рублей с отсрочкой платежа. Однако — и это седьмая причина — генподрядчик не согласовал соответствующие договоры, что помешало своевременно поставить и смонтировать на стадионе оборудование на сумму 3 млрд рублей, необходимого для ввода стадиона в эксплуатацию.

Последней каплей для властей города стала телеграмма от председателя наблюдательного совета Олега Дерипаски о том, что он не владеет компанией «Трансстрой». «Правительству Санкт-Петербурга непонятен состав акционеров и совета директоров компании, выполняющей работы на таком уникальном, капиталоемком объекте, финансируемом в остаточной стоимости более чем на 11 млрд рублей за счет средств городской казны. Являясь держателем многомиллиардного госконтракта, руководство корпорации «Трансстрой» не нашло времени и возможности для общения с правительством Санкт-Петербурга по вопросам строительства стадиона», — возмущены власти города.

Попугают и достроят?

Вместе с тем, менять подрядчика за полгода до сдачи объекта не стоит, считает Вадим Тюльпанов. Впрочем, сенатор уверен, что до реального разрыва контракта дело не дойдет. «Просто пугают друг друга по-хорошему», — предположил он.

Примерно об этом заявляет и генподрядчик. «Для нас совершенно очевидно, что решение заказчика строительства стадиона на Крестовском острове вручить уведомление о расторжении контракта продиктовано не стремлением способствовать улучшению ситуации со строительством стадиона или решить накопившиеся проблемы, а очевидным желанием заставить подрядчика стать более сговорчивым», — заявили в «Трансстрое» о давлении со стороны городских властей.

В компании подчеркнули, что замена генподрядчика при 85%-й готовности объекта делает невозможными завершение строительства в течение 11 месяцев. «Подобные непоследовательные решения комитета по строительству Санкт-Петербурга, а также постоянно меняющиеся условия, отсутствие согласованной проектной документации, нерешенные вопросы с финансированием означают лишь, что стадион не будет готов к проведению Кубка Конфедераций», — также предостерегли в «Трансстрое».

«Нужно ещё раз сесть за стол и, переломив себя, умерив свою гордыню, договориться», — резюмировал сенатор Вадим Тюльпанов, завершая сегодняшний визит на строящийся объект.

Похожие статьи