Методика обучения в легкой атлетике. Методика обучения лёгкой атлетике Методика преподавания легкой атлетики

2.Техника прыжковых видов легкой атлетики.

3.Техника метаний.

К бегу на средние и длинные дистанции относится бег на 800 м. и 1500 м. и бег от 3000 до 10000 м. Условно бег можно разделить на старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.

Старт и стартовый разгон. По команде «на старт»! бегун занимает исходное положение у стартовой линии. Толчковая нога находится у линии, а маховая нога, ставится на 2-2,5 стопы сзади. Туловище наклонено перед на 40-45 градусов. Руки согнуты в локтевых суставах занимают противоположенное положение к ногам. По команде «марш»! спортсмен активно начинает бег. Стартовый разгон зависит от длины дистанции, и длится 15-20 м. Бег по дистанции. Техника бега на прямых отрезках дистанции несколько отличается от техники бега на . Руки в беге согнуты в локтевых суставах под 90 градусов. Движение рук вперед во внутрь, назад – к наружи. Стопа ставится с носка на наружный свод, опускаясь к моменту вертикали на всю стопу. В беге наклон туловища меняется в пределах 2-3 градусов. Длина шага в беге зависит от роста спортсмена, физической подготовленности, длины дистанции. В беге по повороту туловище слегка наклоняется влево, правая рука работает размашистей, длина шага левой ноги несколько меньше чем правой, стопа правой ноги ставится с разворотом внутрь. Финиширование. В беге на средние и длинные дистанции бегуны выполняют финишный бросок, длина которого достигает 150-200 м. Для анализа техники спринтерского беге выделяют условно старт, стартовое ускорение, бег по дистанции, финиширование. Старт В беге на короткие дистанции старт - низкий, используется при этом стартовые колодки. Существуют 4 разновидности низкого старта (по расположению колодок): обычный, растянутый, сближенный, узкий. По команде «на старт»! спортсмен опирается стопами ног в колодки, руки ставит к линии старта, опускается на колено сзади стоящей ноги, голова продолжает вертикаль туловища, спина ровная или чуть полукруглая, руки выпрямлены в локтевых суставах, располагаются чуть шири плеч. По команде «Внимание»! бегун отрывает колено сзади стоящей ноги, от опоры поднимая таз (7-15 см. выше уровня плеч). По команде «Марш»! бегун мгновенно начинает движение вперед, отталкиваясь руками от дорожки с одновременным отталкиванием сзади стоящей ноги от задней колодки. Далее вместе с маховым движением вперед сзади стоящей ногой начинается отталкивание от колодки впереди стоящей ноги, которая резко разгибается во всех суставах. Стартовый разгон. Стартовый разбег длится от 15-30 м. первые шаги бегун бежит в наклоне (6-7 шагов). Первый шаг надо выполнять максимально быстро и мощно, чтоб создать начальную скорость тела бегуна. Бег по дистанции. Наклон туловища при беге по дистанции 10-15 градусов по отношения к вертикали. Нога ставится упруго начиная с передней части стопы, полного опускания на всю стопу не происходит. Длина шага в беге по дистанции составляет 125% от роста спортсмена. Руки согнуты в локтевых суставах под углом 90 градусов. Финиширование. Максимальную скорость не возможно сохранить до конца дистанции, примерно за 20-15 м. до финиша скорость обычно снижается 3-8%. Побеждает тот спортсмен, который быстрее все пересекает плоскость финиша туловищем, для этого используется два способа: бросок грудью и поворот плеча.

Эстафетный бег вид легкой атлетики. Особенностью является передача эстафетной палочки в коридоре 20 м. Эстафетный бег может осуществляться без перекладывания эстафетной палочки. С перекладыванием эстафетной палочки. Существуют 2 способа передачи эстафетной палочки: снизу - вверх и сверху - вниз. Бегун первого этапа стартует с низкого старта, делая захват палочки тремя пальцами (мизинцем, средним и безымянным). Бегуны последующих этапов стартуют с высокого старта или со старта с опоры на одну руку. Когда бегун передающий эстафету достигает контрольной отметки принимающий бегун начинает стартовый разгон. Передача эстафетной палочки контролируется передающим и выполняется по его команду «ХОП», палочка передается на расстоянии вытянутых рук обоих спортсменов, при передачи палочки принимающий эстафету не должен поворачиваться назад.

Техника прыжковых видов легкой атлетики

Прыжок в длину с разбега условно можно разделить на 4 части: разбег, отталкивание, полет, приземление.

Разбег в прыжках в длину служит для создание оптимальной скорости прыгуна. Длина р

разбега от 10 до 24 беговых шагов. Сам разбег условно можно разделить на 3 части: начало разбега, набор скорости, подготовка к отталкиванию. При начале разбега с места спортсмен начинает с контрольной отметки поставив одну ногу вперед, другую сзади на носке. При честном количестве шагов разбега на контрольную отметку ставится толчковая нога и движение начинается с маховой ноги и наоборот. При наборе скорости прыгун выполняет беговые шаги сходные по техники с бегом на короткие дистанции. В подготовке к отталкиванию на последних 3-4 беговых шагах спортсмен должен развить максимальную для себя скорость. Предпоследний шаг в разбеге самый длинный, а последний самый короткий. Отталкивание. Нога на отталкивание ставится на всю стопу или с пятки. Угол постановки толчковой ноги около 70 градусов. В фазе амортизации с момента постановки ноги на опору до момента вертикали в первые доли секунды происходит резкое увеличение силы реакции опоры, затем происходит быстрое их снижение под действием этих сил происходи сгибание в коленном и тазобедренном суставе. Оптимальный угол отталкивания находится в пределах 75 градусов, а оптимальный угол вылета в пределах 22 градусов.

Полет. Высота подъема ОЦМ равняется 50-70 см.. взлет во всех способах прыжков в о основном одинаков. Он представляет собой полет в шаге. Самая простая полетная фаза прыжка «согнув ноги». После взлета в положении шага толчковая нога сгибается в коленном суставе и подводится к маховой ноге, плечи отводятся несколько назад, руки слегка согнутые в локтях поднимаются в верх. Когда траектория ОЦМ начинает опускаться вниз, плечи посылаются вперед, руки опускаются вниз, ноги приближаются к груди, выпрямляясь в коленном суставе. Приземление. Подготовка к приземлению начинается в последней части полета: прыгун выпрямляет ноги в коленном суставе, плечи уходят вперед, руки, чуть согнутые в локтевых суставах, отводятся как можно дальше назад. После соприкосновения стоп, ног с поверхностью приземления, прыгун активно посылает руки вперед, сгибая ноги в коленных суставах. Необходимо помнить, что преждевременное выведение рук вперед вызовет опускание ног вниз и приведет к раннему касанию места приземления. Прыжок в высоту способом «перешагивание». Условно этот прыжок можно разделить на 4 основные структурные фазы: разбег, отталкивание, переход через планку, приземление. Разбег состоит из 6-8 беговых шагов, выполняется под углом к планке в 30-45 градусов. Отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 70-80 см от проекции планки. Толчковая нога на место отталкивания ставится почти прямая, не следует ее слишком сгибать в колене. Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в колене. Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно поднимаются вверх – вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в колене. Маховая нога опускается за планку, толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, толчковая рука отводится назад, помогая увести плечи и туловище от планки. Приземление осуществляется на маховую ногу боком, поворачиваясь грудью к планке. Приземляться можно в яму с песком, приподнятую над поверхностью разбега или, условиях зала, на стопку матов.

Техника легкоатлетических метаний

Техника метания копья.

Целостное действие метания копья можно разделить на:

    разбег; финальное усилие; торможение

Разбег – можно разделить на 3 части предварительный разбег, шаги отведения копья, заключительная часть разбега. Длина всего разбега колеблется от 20 м. до 35 м., у женщин – чуть меньше, и зависит от квалификации спортсмена. Скорость разбега для каждого спортсмена индивидуальна и не должна мешать выполнению подготовительных действий метателя к финальному усилию.

Отведение копья начинается с момента постановки левой ноги на контрольную отметку. Метатели применяют два способа отведения копья:прямо – назад дугой вперед – вниз – назад Первый вариант – более простой, второй – несколько сложней по технике исполнения.

Заключительная часть разбега состоит из двух последних шагов перед финальным условием: «скрестный» шаг постановка ноги в упор Техника «скрестного» шага – это вынужденная техника после отведения копья. Метатель находится боком к направлению метания и вынужден делать мощный и быстрый «скрестный» шаг с целью обогнать ногами таз и плечи. «Скрестный» шаг выполняется ногой, одноименной с метающей рукой, в данном случае правой. Делается активный мах бедром правой ноги вперед и вверх, голень согнута в коленном суставе под углом примерно 120 градусов, стопа немного развернута кнаружи. Одновременно с махом правой ноги выполняется мощное отталкивание левой ногой вслед движению ОЦМ, когда его проекция ушла как можно дальше от места отталкивания.

Финальное усилие – после постановки левой ноги в упор, когда началось торможение нижних звеньев (стопа, голень), таз продолжает движение вперед – вверх через прямую левую ногу. Правая нога, распрямляется в коленном суставе, толкает тазобедренный сустав вперед – вверх. Плечи и правая рука остаются и находятся за проекцией ОЦМ. Затем метатель резко отводит левую руку назад через сторону, растягивая мышцы груди, левое плечо уходит назад, спортсмен проходит через положение «натянутого лука». Далее правая нога полностью выпрямляется, отрываясь от опоры, плечи активно двигаются вперед, правая рука, еще выпрямленная в локтевом суставе, находится сзади. Когда проекция ОЦМ приближается к стопе левой ноги, правая рука сгибается в локтевом суставе, локоть движется вперед – вверх. После прохождения кисти правой руки мимо головы она выпрямляется в локтевом суставе, направляя копье под определенным углом. Торможение – после выпуск снаряда спортсмен продолжает движение вперед, и ему необходимо остановится для того, чтобы не заступить за линию броска. При этом метатель выполняет перескок с левой на правую ногу, отводя левую ногу назад чуть вверх и слегка наклоняясь вперед, но затем выпрямляется, отводя плечи назад, помогая себе руками. Чтобы выполнить торможение, необходимо левую ногу в финальном усилии ставить за 1,5-2 м. от линии броска.

Список литературы:

1.Легкая атлетика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /, В. С.

Сидорчук. – 2 - е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005(Стр 50-168).

2.Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособия для студ. сред. пед. учеб. заведений / , . – М.: Издательский центр «Академия», 1999 (Стр 11-115)

3. Дзоз и методика обучения легкоатлетическим упражнениям Учеб.-метод. пособие. :Инновац. Евраз. ун-т,2010.116 с.(Стр 7-39)

Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тверской Государственный Университет Экономический факультет Реферат по дисциплине Физическое воспитаниена тему Методика обучения лгкой атлетике Выполнил студент группы 19 Ряснянский М.А. Проверил преподаватель Титкова И.А. Тверь 2003 СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение31 Методика бега на короткие дистанции1.1 Низкий старт и стартовый разбег1.2 Низкий старт на вираже6 1.3 Бег по дистанции7 1.4 Бег по виражу1.5 Финиширование2 Методика прыжков в длину2.1 Прыжок в длину согнув ноги10 2.2 Полт2.3 Приземление3 Методика работы с метательными снарядами14 3.1 Упражнения с малыми мячами3.2 Метание гранаты мяча14 Заключение18 Список используемой литературы19 Введение Легкая атлетика вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения бег, прыжки, метания.

В тоже время легкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной.

Она имеет свою теорию, рассматривающую вопросы техники, тактики, тренировки, обучение. Легкая атлетика основывается на ряде смежных наук физиологии, психологии, анатомии, биомеханике, медицине и др. Легкая атлетика включает в себя пять видов упражнений ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборье.

ХОДЬБА естественный способ передвижения человека. Спортивная ходьба отличается от обычной как большой скоростью, так и своеобразной техникой, которая обеспечивает значительную быстроту и экономичность движения. При систематических занятиях спортивной ходьбой активизируется деятельность сердечно-сосудистой дыхательной и других систем организма, вырабатываются ценные качества целенаправленность, упорство. Умение переносить трудности. Бороться с утомлением, неизбежно возникающим в процессе длительных соревнований.

Спортивная ходьба классифицируется в зависимости от места проведения соревнований дорожка стадиона, дороги, шоссе. На стадионе cкороходы соревнуются на дистанциях 3,5,10,20,50км и в часовой ходьбе, а по шоссе на 15,20,25,30 и 50 км. Участники соревнования обязаны придерживаться определенных правил, главное из которых постоянный контакт спортсмена с дорожкой опора одной или обеими стопами. При появлении БЕЗОПОРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, когда спортсмен фактически переходит на бег, согласно правилам, он снимается с соревнований.

БЕГ является основой, главным видом легкой атлетики. Обычно именно бег бывает центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие легкоатлетические упражнения, также, как прыжки в длину, в высоту и с шестом, метание копья. Бег, в зависимости от его характера, различно влияет на организм человека. Медленный бег длительный в парке или лесу бег трусцой имеет преимущественно гигиеническое, оздоровительное значение.

Быстрый бег, спринтерский бег способствует совершенствованию скоростно-силовых качеств. Бег на средние и длинные дистанции выносливость. Барьерный бег ловкость, способность к высокой координации движений. Бег подразделяется на гладкий, по пересеченной местности, эстафетный, с искусственными препятствиями. ПРЫЖКИ подразделяются по своему назначению в длину, в высоту. Они выполняются с места и с разбега. Прыжки с места не включены в соревнования, а используются как средство тренировки в качестве тестов для определения уровня физической подготовки. Прыжки выполняются различными способами и вариантами.

Прыжки в длину способом согнув ноги, прогнувшись, ножницами в высоту перешагиванием, перекатом, волной перекидным, фостери-флоп. Например, в способе перекат несколько вариантов - он может выполняться с нырком за планку и без него, переходя планку боком и спиной, приземляясь на толчковую и маховую ногу и т.д. Тройной прыжок состоит из последовательно выполняющихся скачка, шага и прыжка. Прыжок с шестом совершается с помощью движущейся опоры шеста.

Прыжки способствуют развитию скоротно-силовых качеств разностороннему развитию человека. Они воспитывают скорость, ловкость и смелость, умение ориентироваться в пространстве и владеть своим телом. МЕТАНИЯ это упражнение скоростно силового характера целью которых являются перемещение снарядов в пространстве на возможно большее расстояние. Метание характеризуется мощными, кратковременными взрывными усилиями.

Занятия метаниями развивают прежде всего силу, совершенствует качества быстроту, ловкость, координацию движений. Метания классифицируются в зависимости от характера разбега, способа держания снаряда. С разгона снаряда вращением метают диск, молот. Со скачка производится толкание ядра. С разбега метание копья, гранаты, мяча. МНОГОБОРЬЕ состоит из нескольких видов Л.А. Называют многоборье по количеству входящих в них видов. 7-ми борье, 10-ти борье. 1.

Методика бега на короткие дистанции

Методика бега на короткие дистанции Для удобства изучения технику бега принято условно подразделять на 4 части старт, стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование. 1.1

Низкий старт и стартовый разбег

Для лучшего упора ногами при старте применяется стартовый станок или к... В последнюю очередь он ставит руки перед стартовой линией на ширине пл... Независимо от расстановки колодок и антропометрических данных спринтер... Методика 1 Бег из различных положений высокого старта, 15 - 20 м. стать лицом к финишу, ноги вместе, руки свободно вдоль туловища.

Низкий старт на вираже

Следует контролировать правильное распределение веса тела на 4 опорные... Расположение плеч относительно стартовой линии и таза относительно пле... бегун смотрит на финиш, спина прогнута 2 Руки согнуты, центр тяжести с... 1.3 БЕГ ПО ДИСТАНЦИИ Техника Набрав максимальную скорости, бегун стрем... Методические указания Все беговые упражнения и ускорения выполнять без...

Бег по виражу

Повторить ускорение с различной скоростью при входе и выходе из виража... 1.5 ФИНИШИРОВАНИЕ Финиширование это усилия бегуна на последних метрах... То же, в спокойном и быстром беге 3. Финиширование плечом со средней и максимальной скоростью Методические... Финиширование прыжком 2.

Методика прыжков в длину

Методика прыжков в длину 2.1

Прыжок в длину согнув ноги

Эстафеты с преодолением горизонтальных препятствий. Методические указа... Прыжки в длину с тумбы 30 см. Отталкивание должно быть направлено вперед-вверх. 2.2 Полт После вылета туловище находится примерно в положении, что и п... Методика 1.

Упражнения с малыми мячами

Броски мяча вверх правой рукой, ловля левой, и наоборот. 6. 7. То же, но расстояние между партнерами увеличивается. 15.

Метание гранаты мяча

Бросок мяча кистью руки вниз перед собой. Выполнить метание гранаты с места из-за головы, заканчивая кистью и вр... На счет раз рука с мячом отводится назад на уровне плеча, правая нога... Стоя левым боком. Заканчивая четвертый шаг, метатель принимает исходное положение для вы...

Заключение

Заключение Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение.

Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы. Таким образом, с помощью легкоатлетического упражнения решаются задачи гармонического, разностороннего физического развития человека. Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения. Немаловажное значение имеет большая прикладность легкой атлетики.

Прикладность определяется тем, на сколько приобретенные с его помощью качества и навыки могут быть полезны в жизни и в практической деятельности. Здесь легкая атлетика не имеет себе равных. Качества выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость умение преодолевать трудности. Навыки бег, прыжки, метания. Очень широко используются в трудовой деятельности, так и военном деле. Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучат его не боятся трудностей, а смело их преодолевать.

Систематические тренировки подготовка к соревнованиям, достижение достаточно высоких спортивных результатов не возможно без соблюдения правильного режима, воздержание от алкогольных напитков и изменений питания. Занятия легкой атлетикой в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывает чувство коллективизма, ответственность за полученное дело. Образовательное значение приобретаются полезные навыки и знания из области построения и планирования занятий по спорту, режима питания.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Основные понятия

Обучение движениям – целенаправленный педагогический процесс формирования необходимых знаний, двигательных умений и навыков.

Техника физического упражнения – способ решения конкретной двигательной задачи, который характеризуется эффективностью, рациональностью и учитывает реальные условия выполнения движений.

Двигательное умение – степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

Двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия сначала возникает умение его выполнять. Затем, по мере совершенствования действия, двигательное умение постепенно переходит в навык. В дальнейшем вырабатываются умения использовать приобретенный навык в различных условиях.

Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта, который объединяет упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, а также в многоборьях.

Методика обучения в легкой атлетике

Достижение высоких спортивных результатов в легкой атлетике во многом обусловлено рациональной технической подготовкой спортсменов. В процессе обучения технике легкоатлетических упражнений уровень ее изменяется от элементарной техники новичка до совершенной техники мастера спорта.

В процессе обучения технике видов легкой атлетики необходимо решить несколько задач.

Общепедагогические задачи направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, самовоспитания, эстетического и эмоционального развития личности.

Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья, профилактику травматизма, содействие правильному физическому развитию.



Прикладные задачи направлены на формирование необходимых представлений, знаний, двигательных умений и навыков.

Специфические образовательные задачи направлены на формирование знаний, умений и навыков управления относительно простыми движениями, необходимыми для овладения основами техники изучаемого легкоатлетического вида, на приобретение студентами вузов умений преподавания видов легкой атлетики.

Учитывая структурную сложность техники видов легкой атлетики, ведущими методами их освоения является разучивание упражнений по частям с последовательным сведением их в целое.

По мере роста физических и двигательных возможностей занимающихся может применяться метод целостного упражнения для совершенствования отдельных элементов, создания необходимого ритма.

Для младших школьников при сравнительно малом понимании ими своих ощущений подходит наглядный метод. Применение этого метода требует от преподавателя умения образцово демонстрировать детали техники и подводящие упражнения. В крайнем случае, можно продемонстрировать учебный фильм или видеосъемку. Для учащихся старших классов и студентов, в связи со способностью длительно концентрировать свое внимание, предпочтителен метод объяснения. Все рассматриваемые методы обучения тесно связаны друг с другом, но на определенных этапах какой-то из них становится преобладающим.

Для облегчения обучения сложное упражнение, т.е. целостное действие, разделяют на фазы, выделяя главную фазу в цепочке движений, которой подчиняются все остальные. Главной фазой в ходьбе, беге и прыжках является фаза отталкивания, в метаниях - финальное усилие и выпуск снаряда. С обучения этим основным движениям обычно и начинается овладение техникой легкоатлетических видов. После этого следует переходить к изучению вспомогательных фаз и деталей техники, постепенно усложняя само упражнение и условие выполнения.

При обучении каждому упражнению в различных видах легкой атлетики внимание занимающихся следует обращать на отдельные стороны движения в определенной последовательности. Вначале овладеть правильным исходным положением, установить, какие части тела участвуют в выполнении движений, уточнить направление движений. После этого следует добиться согласованности в движениях по оптимальной амплитуде на небольшой скорости. Затем можно постепенно увеличивать быстроту движений и выполнять их с нарастающей силой. Такое последовательное овладение основными сторонами движения позволяет конкретно ставить частные задачи и использовать разнообразные методические приемы при обучении технике легкоатлетических упражнений.

На занятиях легкой атлетикой учитель или преподаватель организует выполнение упражнений фронтальным методом (все одновременно), групповым (последовательно, группами), индивидуальным (поочередно, друг за другом). С целью начального обучения следует применять фронтальный метод, реже групповой. Индивидуальный метод применяется на этапе совершенствования.

Типовая схема методики обучения. При обучении технике легкоатлетических упражнений можно использовать общие педагогические положения в типовой схеме:

1 Задача: создать правильное представление о рациональной технике данного легкоатлетического упражнения.

Средства: 1. Рассказ о технике упражнения, с объяснением основных закономерностей и условий его выполнения. 2. Демонстрация техники (показ или иллюстрация техники с помощью наглядных пособий) в соответствии с правилами соревнований. 3. Опробование элементов или упражнений в целом в облегченных условиях.

2 Задача: научить технике основного звена упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Средства: 1. Выполнение специально-подводящих упражнений для овладения основными элементами техники изучаемого вида. 2. Выполнение специально-подготовительных упражнений для развития физических качеств применительно к конкретному виду легкой атлетики. 3. Ознакомление с особенностями выполнения упражнения каждым занимающимся с целью определения основных недостатков и путей их устранения.

3 Задача: совершенствование техники избранного вида легкой атлетики.

Средства: 1. Выполнение изучаемого упражнения в соответствии с правилами соревнований. 2. Выполнение специально-подводящих упражнений для развития физических качеств и техники движений. 3. Выполнение основного упражнения в затрудненных условиях.

Овладение легкоатлетическими упражнениями должно начинаться с наиболее доступных видов, таких как ходьба и бег , которые способствуют развитию физических качеств легкоатлета и необходимых навыков, на основе которых можно изучать более сложные виды легкой атлетики. Изучение целесообразно начинать с овладения правильной техникой бегового шага в беге на средние и длинные дистанции. Затем следует переходить к изучению бега на короткие дистанции с учетом особенностей бега со старта, на вираже, на финише и т.д. Далее можно изучать технику эстафетного бега, бега с барьерами, препятствиями.

Обучение технике легкоатлетических прыжков можно начинать с прыжка в высоту , который дает возможность лучше овладеть толчком в сочетании со скоростью разбега. Затем приступают к изучению прыжка в длину с разбега с активным отталкиванием. Более технически сложные виды прыжков - тройной прыжок с разбега и прыжок с шестом требуют более высокого уровня специальной подготовки занимающихся. Этим видам обучают тогда, когда пройдены прыжки в длину и высоту.

При обучении технике метаний необходимо овладеть броском (толчком) снаряда, выполняемым с ускорением от начала разбега к заключительной фазе финального усилия, т.е. с определенным ритмом движения. Обучение технике метаний следует начинать с выполнения бросковых упражнений общего характера с использованием снарядов различного веса. После этого можно переходить к овладению техникой толкания ядра, метания мяча, гранаты, копья, молота, диска.

На начальном этапе обучения решаются задачи овладения основами рациональной спортивной техники. При этом у занимающихся создается общее представление о. технике изучаемого вида, формируется умение выполнять двигательное действие в элементарной форме. На этапе совершенствования спортивная техника доводится до относительно высокого уровня. При этом детализированно осваивается двигательное действие по его пространствен-ным; временным и динамическим характеристикам. Занимающиеся учатся углубленно понимать и анализировать закономерности спортивной техники.

Следует отметить, что двигательные навыки и умения не всегда формируются параллельно развитию физических качеств. Поэтому спортивную технику следует рассматривать в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств занимающихся. На занятиях по обучению технике легкоатлетических видов преподаватель использует три главных метода: объяснение, показ и непосредственную помощь. Кроме того, применяются словесный метод, методы наглядности упражнений, использования технических средств обучения, срочной информации о параметрах движений, идеомоторный и соревновательный.

Словесный метод помогает осмыслить движение, создать представление о нем, о его характере, направлениях, усилиях. При помощи слова объединяются все средства, методы и приемы обучения. Преподавателю следует избегать многословных длинных объяснений, применять короткие и четкие формулировки, акцентируя внимание на том, что необходимо делать при решении данной задачи, не забегая далеко вперед. По мере овладения спортивной техникой объяснения становятся все более глубокими, охватывают все больше деталей.

Метод наглядности в обучении технике предполагает образцовый показ, который позволяет занимающимся составить целостную картину выполнения упражнения. Показ осуществляет обычно преподаватель или один из занимающихся, хорошо владеющий техникой изучаемого вида. Рекомендуется также демонстрация кинограмм, плакатов, учебных кинофильмов, рисунков и фотоснимков. Показывая технику упражнения, преподаватель должен обязательно обращать внимание на смысловую сторону действия, обеспечивая представление демонстрируемого упражнения как решение определенной двигательной задачи.

Занимающиеся овладевают спортивной техникой разными способами, но прежде всего используя дополняющие друг друга методы выполнения упражнения в целом (метод целостного упражнения) и по частям (метод расчлененного упражнения). Следует отметить, что метод расчлененного упражнения применяется в основном с целью совершенствования и закрепления отдельных частей и элементов целого. Причем отдельно усвоенные движения только тогда легко сочетаются с целостным действием, когда соответствуют его структуре.

Для повышения эффективности процесса обучения можно использовать приемы, облегчающие условия выполнения изучаемых движений (сокращение дистанций в беге, снижение высоты препятствий, уменьшение веса снарядов), Однако следует учитывать, что применение облегченных условий должно носить временный характер, так как в противном случае у занимающихся могут закрепляться не совсем правильные навыки движений.

При решении различных задач обучения технике легкоатлетических упражнений широко применяются различные имитационные упражнения, внешние ориентиры направления и амплитуды движений, временное отключение одного из анализаторов с целью стимулирования работы других, переключение внимания занимающихся и другие приемы. Более быстрому овладению совершенной техникой бега, прыжков и метаний способствуют специальные подводящие упражнения, имеющие по структуре сходство с основными легкоатлетическими упражнениями.

Важнейшим условием успешного овладения техникой является способность занимающихся видеть свои ошибки, анализировать и находить причины их появления. Оценивать правильность выполнения упражнения должен уметь сам занимающийся, это повышает его активность в процессе обучения. Но все же главное - это педагогическое мастерство преподавателя, его умение организовать обучение, применить наиболее эффективные средства и методы, возможно раньше обнаружить ошибки и выявить причины их появления

Для эффективного исправления ошибок очень важно правильно установить причину их возникновения. Такими причинами могут быть: а) повышенная возбудимость занимающихся; б) состояние утомления; в) плохая подвижность в суставах; г) недостаточное развитие двигательных качеств; д) неясное представление о выполняемом упражнении; е) неправильное выполнение предыдущих действий; ж) сознательное вмешательство "в детали движений, которые обычно выполняются автоматически, и др. При наличии нескольких ошибок, допускаемых одновременно, необходимо установить главную, с исправлением которой могут быть устранены и остальные.

Белгородское медицинское училище Юго-Восточной железной дороги Техника и методика обучения упражнениям по легкой атлетике г. Белгород 2003 г. Бег на короткие дистанции Для удобства изучения технику бега принято условно подразделять на 4 части: старт, стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование. БЕГ ПО ДИСТАНЦИИ ТЕXНИКА Набрав максимальную скорости, бегун стремится сохранить ее на всей дистанции. Переход от стартового разбега к бегу по дистанции выполняется плавно, без резкого выпрямления туловища, без изменения ритма беговых шагов. Бег по дистанции нужно стремиться выполнять широким шагом, с активным проталкиванием. Важную роль играет активный вынос бедра вперед- вверх, что создает предпосылки для постановки ноги на дорожку активным загребающим движением. Осваивая технику бега, нужно с первых занятий стремиться: бежать на передней чести стопы, руки должны работать вдоль туловища по ходу движения, кисти расслаблены, полусогнуты, взгляд направлен вперед, дыхание ритмичное. МЕТОДИКА 1. Пробегание с различной скоростью отрезков 40 - 80 м. 2. Специальные упражнения для овладения техникой: а) бег у гимнастической стенки; б) работа рук на месте; в) бег с высоким подниманием бедра; г) семенящий бег; д) бег с захлестыванием голени. 3. Бег с ускорением и нарастанием ритма 4. Бег со скоростью 80 % от максимальной на отрезках 40- 60 м. 5. Бег в полную силу 40 - 60 м. Методические указания Все беговые упражнения и ускорения выполнять без напряжения, свободно. Количество повторений зависит от уровня физической подготовленности. После каждого ускорений педагог обращает внимание на основные ошибки, предлагая устранить их в очередной пробежке. Одновременное указание ученику на исправление 4 - 5 ошибок не позволит ему устранить и одной. Основные ошибки: 1) Голова запрокинута назад; 2) Непрямолинейный бег, верхняя часть тела раскачивается, руки движутся поперек тела; 3) Верхняя часть туловища чрезмерно наклонена вперед; 4) Постановка ноги с пятки; 5) Ноги ставят на грунт непрямолинейно, широкий сед; 6) Носки развернуты наружу; 7) Стопа становится или сзади, или на уровне коленного сустава; 8) Нет активного загребания стопой; 9) Подняты плечи, закрепощаются руки; 10) Толчок направлен вверх, а не вперед. Бег по виражу ТЕХНИКА Техника бега по виражу отличается от бега по прямой дистанции следующими особенностями: - при беге по виражу для преодоления действия центробежной силы необходимо наклонить туловище влево, стопы ставить с небольшим поворотом влево; - правая рука движется больше внутрь, левая - наружу; - выход из поворота на прямую сопровождается плавным уменьшением наклона. Методика 1) Имитация движения рук на месте (активное, более широкое движение правой вовнутрь); 2) Бег змейкой, бег по кругу радиусом 10 –20 м. 3) Бег с ускорением по виражу с ускорением на отрезках 60 - 70 м. Повторить ускорение с различной скоростью при входе и выходе из виража; 4) Бег с ускорением по виражу по большой и малой дуге (1й и 8й дорожке). Методические указания Обратить внимание на необходимость бежать свободно и незакрепощенно, следить за своевременным наклоном туловища к центру поворота, изменением Движений рук и ног, разворотом стоп влево, более широкой и свободной работой правой руки. НИЗКИЙ СТАРТ И СТАРТОВЫЙ РАЗБЕГ ТЕХНИКА Начало бега (старт): наиболее выгоден низкий старт. Он позволяет быстро начать бег и на небольшом участке достигнуть максимальной скорости. Для лучшего упора ногами при старте применяется стартовый станок или колодки. Расположение стартовых колодок бывает в разных вариантах в зависимости от длины тела и особенностей техники бегуна. Передняя колодка (для сильнейшей ноги) устанавливается на расстоянии 35 - 45 см. от стартовой линии (1 - 1,5 столы), а задняя - 70 - 85 см (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Некоторые бегуны сокращают расстояние между колодками от одной стопы и менее, отодвигая при этом назад переднюю колодку (растянутый старт) или приближая заднюю колодку к передней (сближенный старт). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45 - 50°; а задней - 60 - 80°. Расстояние по ширине между осями колодок равно 18-20 см. Низкий старт выполняется в такой последовательности: установив колодки, бегун отходит на 2 - 3 м. назад и сосредоточивает внимание на предстоящем беге. По команде «На старт! » бегун подходит к колодкам, приседает и ставит руки на дорожку. Затем, стопой более слабой ноги упирается в опорную площадку задней колодки, стопой другой ноги - в переднюю колодку, и опускается на колено сзадистоящей ноги. В последнюю очередь он ставит руки перед стартовой линией на ширине плеч или чуть шире. Руки у линии опираются на большой, указательный и средний пальцы, большие пальцы обращены друг к другу. Руки выпрямлены в локтях, взгляд направлен вниз, на стартовую линию. По команде «Внимание!» следует поднять таз выше плеч на 20-30 см, но ноги в коленных суставах полностью не выпрямлять. Независимо от расстановки колодок и антропометрических данных спринтера, углы между бедром и голенью соответственно 100 - 130°. Плечи подаются вперед, тяжесть тела распределена на 4 опорные точки. Стартовый разбег выполняется на первых 7 - 14 беговых шагах. На этом отрезке дистанции бегун должен набрать максимальную скорость. На первых 2- х беговых шагах бегун стремится активно выпрямлять ноги при отталкивании. Движение направлено вперед, при этом наклон туловища выпрямляется. Длина шагов постепенно возрастает и зависит от индивидуальных особенностей бегуна - силы ног, длины тела, физической подготовленности. Ускорение заканчивается, как только длина шага станет постоянной. МЕТОДИКА 1) Бег из различных положений высокого старта, 15 - 20 м. а) И. П. - стать лицом к финишу, ноги вместе, руки свободно вдоль туловища. Выполнение -- падая вперед, начать бег. б) И. П. - то же. Толчковая нога впереди, маховая сзади. Выполнение то же. 2) Научить установке стартовых колодок 3) Научить выполнению команд «На старт!» и «Внимание!». По команде «Внимание!» научить рационально распределять вес тела на ноги и руки 4) Научить выбеганию со стартовых колодок а) опробовать низкий старт, пробегая отрезки 20-30 м; б) И. П. - упор лежа на согнутых руках. Выполнение - с одновременным выпрямлением рук выносить поочередно каждую ногу до касания коленом груди (628 раз каждой ногой). в) стать в колодки, поставить руки на расстоянии 60 -70 см впереди от линии старта. Выполнение -выносить маховую ногу коленом к груди с одновременным выпрямлением толчковой ноги (7-8 раз); г) стать в колодки, выполнить команду «Внимание!» и, сильно оттолкнувшись, сделать тройной прыжок с переходом на бег. д) положить несколько матов высотой 60 см на дорожку в 1 м перед стартовой линией. Стать в колодки, выполнить команду «Внимание!». Сильно оттолкнувшись, послать себя вперед, до падения на маты. 5) Овладеть техникой низкого старта в целом на отрезках 30 м 6) То же, фиксируя время Низкий старт на вираже Техника Стартовые колодки располагаются у внешнего края дорожки, что обеспечивает пробегание начала дистанции по прямой, касательной к дуге внутреннего края. В дальнейшем техника та же, что и в низком старте по прямой. Методика 1) Объяснить и показать рациональное размещение колодок; 2) Старты по виражу с разной скоростью; 3) Использовать средства обучения низкому старту по прямой. Методические указания При установке колодок целесообразно начинать обучение с обычного варианта низкого старта. Следует контролировать правильное распределение веса тела на 4 опорные точки. Расположение плеч относительно стартовой линии и таза относительно плеч. Все стартовые упражнения в начале обучения выполнять на оптимальной скорости и без команды, а затем постепенно переходить к групповым стартам с подачей команд. Основные ошибки 1) Голова запрокинута назад, т. к. бегун смотрит на финиш, спина прогнута; 2) Руки согнуты, центр тяжести сдвинут назад; 3) Плечи поданы далеко вперед за стартовую линию. ФИНИШИРОВАНИЕ Финиширование - это усилия бегуна на последних метрах дистанции. Техника Бег считается законченным, когда бегун пересечет воображаемую плоскость финишного створа какой-либо частью туловища. Финишную линию пробегают с максимальной скоростью, выполняя на Последнем шаге бросок в финишном створе грудью или плечом. МЕТОДИК А 1. Ходьба с наклонами туловища вперед и отведением рук назад; 2. То же, в спокойном и быстром беге; 3. Финиширование плечом со средней и максимальной скоростью Методические указания Упражнения выполнять сначала самостоятельно, а затем в группе по 3-5 человек. Основные ошибки. 1. Финиширование прыжком; 2. Остановка сразу после финиша; 3. Ранний наклон туловища После завершения обучения бегу на спринтерские дистанции переходят к его совершенствованию. Прыжок в длину «согнув ноги» Разбег применяется для создания начальной скорости полета тела. Он характеризуется определенным углом шагов, изменением их длины и темпа, скоростью бега и общей длиной. Длина разбега зависит от роста, пола, подготовленности в прыжках и, главное, способности к ускорению в беге. Исходное положение и начало разбега должны обеспечить стандартность шагов по длине. Амплитуда первого шага ограничена, начало движения характерно падением вперед, т. е. всегда с одинаковыми усилиями и ускорением. Наивысшая скорость разбега должна быть к моменту отталкивания. При подборе разбега учащиеся начинают бежать с общей отметки, установленной учителем, с одной и той же ноги. Наблюдая за местом отталкивания, учитель указывает, насколько поднести или отнести разбег. Таким образом, учащийся правильно определяет длину своего разбега. Ступнями учащиеся замеряют свой разбег и в дальнейшем уточняют его. Длина разбега может меняться в зависимости от дорожки разбега, направления ветра, физического состояния прыгающего. Методика 1. Равномерное пробегание отрезков 20-25 м, начиная бег с высоким подниманием бедра; то же, с постепенным переходом на ускорение. 2. Бег с высокой частотой движений с переходом на ускорение. 3. Пробегание отрезков 15 - 20 м с ходу с увеличением темпа движений (без учета времени и на время). 4. Пробегание отрезка 20 - 30 м с ходу на время (по заданию учителя). 5. Выполнение 7 - 11 шагов с увеличением темпа движений в конце и попаданием толчковой ногой в зону отталкивания 60X60 см. 6. Пробегание через набивные мячи, меняя расстояние между ними. 7. Эстафеты с преодолением горизонтальных препятствий. Методические указания Все упражнения заканчивать свободным отталкиванием от грунта. В упражнении №5 разбег размечается предварительно. Следить за постановкой стопы (на переднюю часть). Не закрепощать верхний плечевой пояс. Мышцы шеи и лица не должны напрягаться. Отталкивание выполняется очень быстро и резко. Оно сопровождается согласованными и энергичными движениями маховой ноги и рук: маховая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед-вверх до горизонтального положения бедра, плечи поднимаются, руки делают энергичный взмах - одна вперед и несколько внутрь, другая - в сторону и назад. Отталкивание заканчивается полным выпрямлением толчковой ноги во всех суставах. Нога ставится на брусок быстрым загребающим движением сверху, вниз- назад по отношению к туловищу, ближе к проекции ОЦТ тела, касанием пятки с быстрым перекатом на носок. По отношению к грунту нога ставится всегда вниз-вперед, почти прямой, под углом к дорожке 65-70°. Под действием инерции массы тела происходит небольшое сгибание ноги в коленном суставе с последующим выпрямлением к моменту вертикали. С выпрямлением толчковой ноги маховая активным движением выносится от бедра вперед-вверх до горизонтального положения бедра. Одноименная к толчковой ноге рука выносится вверх-вперед, немного вовнутрь, другая - в сторону, несколько назад. Методика 1. Из положения стоя толчковая нога впереди на всей стопе, маховая нога отставлена назад на 30 -40 см, руки опущены. Вынести согнутую в колене маховую ногу вперед-вверх, поднимаясь на толчковой ноге; руку, одноименную толчковой ноге, поднять (согнутой в локтевом суставе) вперед-вверх, другую отвести назад (имитация отталкивания). 2. То же, с одного шага. 3. С 3 - 5 шагов разбега выполнить отталкивание, приняв положение «шага», приземлиться на маховую ногу с дальнейшим пробеганием. 4. То же, но перед приземлением к маховой ноге подтянуть толчковую и приземляться на обе в песок. 5. С разбега запрыгнуть на возвышение (на маты, тумбу, коня), отталкиваясь с 1,5 – 2 м. 6. С разбега 9 – 11 шагов перепрыгнуть через препятствие (вертикальное и горизонтальное), приземлиться на обе ноги. 7. Прыжки с разбега с доставанием предмета (рукой, головой), с последующим пробеганием. 8. Прыжки в длину с тумбы (30 см). 9. Прыжки в длину с разбега с приземлением в яму. Методические указания 1. Последний шаг выполняется быстрее, чем предыдущие. 2. Пятка только на миг касается грунта, стопа быстро перекатывается на носок. Должно быть ощущение, что вы, мгновенно дотронувшись пяткой бруска, отталкиваете его назад. Затем энергично выпрямляете все тело. 3. Верхняя часть туловища находится в вертикальном положении, взгляд направлен вперед. 4. Бедро маховой ноги поднимается до горизонтальной линии (колено сильно сгибается). 5. Упражнения 3 и 4 не следует выполнять большое количество раз, т. к. желание сильнее оттолкнуться и прыгнуть дальше может вызвать ошибку - глубокое подседание на маховой ноге. 6. В упражнениях с запрыгиванием, доставанием следует обозначить место отталкивания на 1,5 - 215 м в зависимости от уровня подготовки учащихся. Отталкивание должно быть направлено вперед-вверх. 7. Важно ставить ногу на брусок с напряженными мышцами-разгибателями. Следить за тем, чтобы к моменту соприкосновения стопы с бруском нога была почти прямой. В этом случае прыгуну легче справиться с нагрузкой на опорную ногу, возникающей при переходе от горизонтального движения к отталкиванию, особенно в момент постановки ноги на брусок. Полет После вылета туловище находится примерно в положении, что и после отталкивания, нога, находящаяся сзади, подтягивается к маховой, и обе ноги приближаются к груди. Не следует слишком наклонять туловище в этом положении. Примерно за 0,5 м до приземления ноги почти полностью выпрямляются. Руки, продолжая начатое движение, опускаются вниз-назад. Это компенсаторное движение способствует лучшему разгибанию голеней перед приземлением и сохранению устойчивости. МЕТОДИКА 1. Прыжок «в шаге» с 3 - 5 шагов разбега с приземлением в положении «шага». 2. Прыжок «в шаге» с 5 - 7 шагов разбега через две линии на расстоянии до двух метров одна от другой с приземлением на две ноги. 3. То же, перепрыгивая планку на высоте 40 см. 4. Прыжки с мостика способом «согнув ноги». 5. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Методические указания 1. При выполнении прыжка не следует торопиться с принятием группировки для приземления. 2. Больше половины прыжка лететь в положении «шага». При ранней группировке неизбежно опрокидывание прыгуна вперед и неполноценное приземление. 3. Необходимо чаще использовать соревновательный метод. Ставить задачу перед учениками, кто дальше прыгнет, и т. д. Приземление При всех способах прыжков в длину с разбега приземляются одновременно на обе ноги в яму с песком. Приземление заканчивается глубоким приседанием и выходом вперед или падением вперед - в сторону. МЕТОДИКА 1. Прыжки с места в длину, возможно больше выбрасывая ноги вперед. 2. Прыжки в длину в шаге с 3-5 шагов разбега. В середине полета вынести толчковую ногу вперед к маховой, а затем принять правильное положение перед приземлением. Далее приземлиться и выйти вперед, сгибая ноги и поднимая руки вперед. 3. Прыжки в длину с короткого разбега через планку на высоте 20-40 см за 0,5 м до места приземления. 4. Прыжки с короткого разбега через ленту на месте приземления. 5. Прыжки с полного разбега способом «согнув ноги» с правильным приземлением и выходом из ямы. Методические указания 1. Как только пятки касаются грунта, ноги мягко сгибаются в коленях, обе ноги приземляются на одной линии. 2. Приземление будет правильным, если после касания ногами песка учащийся сможет перемещать тело вперед по прямой линии или выполнить падение в сторону от нее. 3. Выходить из ямы только вперед. 4. Техника приземления почти не изменяется при переходе к другим способам прыжка. Поэтому следует многократным повторением закрепить навык. Упражнения с малыми мячами. (ЭТАП НАЧАЛЬНОГО И УГЛУБЛЕННОГО РАЗУЧИВАНИЯ) 1. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой, ловля двумя руками. То же, ловля одной рукой. 2. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. После удара мяча об пол поймать его: а) двумя руками; б) снизу правой (левой) рукой; 3. Броски мяча вверх правой рукой, ловля левой, и наоборот. 4. Удар мячом о пол сверху вниз правой (левой) рукой, ловля снизу. 5. То же, но поймать мяч сверху правой (левой) рукой. 6. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Хлопок в ладоши (перед собой или за спиной) и ловля мяча правой (левой) рукой. 7. То же, но хлопок после удара мяча об пол. 8. Передача мяча из одной руки в другую над головой, из-за спины, между ног. 9. Бросок мяча вверх. Поворот кругом через левое (правое) плечо и ловля мяча: а) двумя руками; б) одной 10. То же, но вместо броска сильный удар мячом о пол 11. Учащиеся выстраиваются в шеренгу на расстоянии 2 – 3 м от стенки. Мяч в правой (левой), бросок из-за головы в стену и ловля двумя руками. 12. То же, но после отскока мяча от пола. 13. Перебрасывание мяча в парах на расстоянии 3 - 4 м из-за головы одной рукой и ловля двумя снизу. То же, но расстояние между партнерами увеличивается. 14. Бросок мяча в стену из-за головы с расстояния 4 - 6 м и ловля одной рукой после отскока. 15. То же, но перед ловлей выполнить хлопок в ладоши, присесть, выпрямиться, повернуться кругом. Метание гранаты (мяча). Метание гранаты выполняется из различных положений - стоя, с колена, лежа. Метение гранаты (мяча) делится на фазы: разбег, финальное усилие (бросок), торможение. Техника хвата и выпуска снаряда Гранату удерживают за нижнюю половину ручки, мизинец находится под ее основанием, а большой палец расположен вдоль оси снаряда. Мяч удерживают фалангами пальцев метающей руки, три пальца размещены как рычаг сзади мяча, а мизинец и большой поддерживает сбоку. Методика обучения. 1. Бросок мяча кистью руки вниз перед собой. 2. Бросок мяча вперед в цель. 3. Стоя в шаге, рука с гранатой отведена назад-вверх. Методические указания 1. Рука с мячом над плечом на уровне головы, ноги врозь; затем в шаге, левая впереди. 2. При броске локоть с мячом находится близко к голове и не опускается ниже уха, финальное движение кистью должно быть ускоренным. 3. Выполнить метание гранаты с места из-за головы, заканчивая кистью и вращением гранаты в вертикальной плоскости. Техника финального усилия (броска). Стоя левым боком в направлении метания, ноги «в шаге» тяжесть тела не правой ноге, носок которой развернут «в шаге» под углом 30°, левая нога впереди, носком внутрь. Рука с мячом отведена назад на уровне плеча, плечи незначительно повернуты направо, левая рука перед грудью, согнута в локте. Движение начинается с разгибания правой ноги вперед - вверх, поворачивая пятку наружу, подает вперед правую сторону таза с плечом и переносит вес тела на левую ногу. Одновременно правая рука, сгибаясь в локтевом суставе, «берет на себя» снаряд, проходя через положение «натянутого лука». Быстрым движением плеч и руки вперед-вверх метатель выполняет бросок. После броска сделать шаг правой ногой вперед - с поворотом носка внутрь и сгибанием ноги в коленном суставе. Методика 1. «Стоя в шаге», левая нога впереди, рука с мячом над плечом 2. То же, выполняя бросок слитно. 3. Стоя левым боком, левая нога приподнята, правая рука с мячом отведена назад, левая согнута перед грудью 4. Метание мяча в цель и на дальность. Методические указания 1. На счет «раз» - рука с мячом отводится назад на уровне плеча, правая нога сгибается, туловище закручивается и наклоняется вправо, на счет «два» - поворачиваясь грудью вперед, выпрямляя правую ногу и поднимая руку с мячом вперед, примять положение «натянутого лука», на счет «три» - бросок. 2. Бросок выполнять через плечо с последующим проходом вперед правым боком, обратить внимание на рывок левой рукой назад. 3. С активной постановкой левой ноги выполнись метание, обратить внимание на полное разгибание ног, выпрямление туловища с продвижением грудью вперед-вверх без наклона в стороны и вперед. 4. Следить за работой таза и хлестом руки, метание выполнять двумя шеренгами или группами по 8-10 человек. Техника скрестного шага. Скрестный шаг начинается энергичным отталкиванием левой и махом правой ноги. Правая нога быстро выносится вперед ставится с пятки развернутым носком наружу. В этот туловище отклоняется в сторону, противоположную разбегу, а плечи поворачиваются направо. Левая нога быстро выносится вперед и ставится с пятки носком по направлению метания. Скрестный шаг служит для плавного перехода от разбега к броску. Методика Стоя левым боком. Стоя не левой ноге с поднятой правой ногой скрестно перед левой. Стоя левым боком. То же, но левая нога приподнята. То же, слитно. Методические указания Тяжесть тела на правой ноге, на счет «раз» - перенося тяжесть тела на левую ногу и оставляя плечи сзади, выполнить скрестный шаг правой, на «два» - И. П. Скрестно перед левой, выполнить легкий прыжок с левой ноги на правую. На счет «раз» - шаг правой с пятки вперед и отведение и с мячом назад, на счет «два»-шаг левой в упор. На счет «раз» - шаг (скачком) левой с отведением правой руки с мячом от плеча прямо назад, на «два» - шаг правой впереди левой, на «три» - левая вперед в упор. То же на счет «четыре» выполнить бросок. Техника разбега Разбег состоит из двух частей: от старта до контрольной отметки (15 – 20 м); от контрольной отметки до планки (7-9 м). В первой части разбега метатель набирает скорость, во второй части выполняет обгон снаряда и бросок. Разбег начинается медленным бегом с постепенным ускорением. На контрольную отметку метатель попадает левой ногой (при метании правой рукой), после чего начинает отведение и обгон снаряда. Шаги с этой части принято называть «бросковыми». Их может быть два, четыре, шесть. Отведение снаряда назад выполняют двумя способами: дугой вперед-вниз-назад или прямо назад. К моменту окончания постановки левой ноги на контрольную отметку рука со снарядом полностью выпрямляется. Третий бросковый шаг принято называть скрестным. Заканчивая четвертый шаг, метатель принимает исходное положение для выполнения финального усилия (броска). Методика Метание мяча с небольшого предварительного разбега. Метание с постепенным увеличением разбега. Установление индивидуальной длины и ритма полного разбега. Метание с полного разбега. Методические указания От линии отсчитывать два или четыре бросковых шага, пробегая, проверить точность попадания на отметку левой ногой, следить за отведением руки с мячом и ритмом шагов. Следить за обгоном снаряда, быстрым и широким выполнением скрестного шага. 3-4. Заканчивая бросок, погасить скорость, перейти с левой ноги на правую.

Источник:
Теория и методы обучения легкой атлетике .
Редактор : Г.В. Грецов Изд. : Академия, 2013 год.

Легкая атлетика: обучение

Глава 2. Этапы развития легкой атлетики

Глава 3. Техника упражнений по легкой атлетике

Глава 6. Прыжки (легкая атлетика)

Глава 7. Метания (легкая атлетика)

Глава 8. Развитие двигательных способностей средствами легкой атлетики

Глава 9. Легкоатлетические упражнения в программе общеобразовательных учреждений

9.1. Программный материал по легкой атлетике для 1-4 классов.

9.2. Программный материал по легкой атлетике для 5 - 9 классов.

9.3. Программный материал по легкой атлетике для 10-11 классов

10.1. Общая характеристика занятий

10.2. Малые формы занятий

10.3. Крупные формы занятий

10.4. Соревновательные формы занятий

Глава 11. Оздоровительная направленность легкоатлетических упражнений

11.4. Выбор мест и экипировка бегуна

Статьи написаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 03400.62 «Физическая культура». Дисциплина «Теория и методика обучения базовым видам спорта» входит в перечень дисциплин базовой части профессионального цикла основной образовательной программы.

Говоря о том, что новые стандарты образования являются компетентностно-ориентированными, следует отметить, что в ФГОС ВПО требования к результатам обучения сформулированы в виде компетенций как способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности при решении профессиональных задач. Таким образом, именно заявленные компетенции являются целеполагающим фактором при разработке содержания дисциплины (модуля), подборе образовательных технологий и видов контроля.

Изучение легкой атлетики как базового вида спорта направлено на овладение студентами компетенциями в области педагогической и рекреационной деятельности, а именно способностями: самостоятельно проводить учебные занятия по физической культуре; разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий; использовать средства легкой атлетики для развития двигательных качеств и в оздоровительных целях в соответствии с состоянием занимающихся и их потребностями; организовывать и проводить соревнования по легкой атлетике в образовательных учреждениях, детских оздоровительных лагерях, клубах по месту жительства; осознанно использовать легкоатлетические упражнения как средство восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни.

Исходя из всего многообразия легкоатлетических дисциплин, с учетом поставленных задач авторы данного учебника остановились на тех видах спорта, которые рекомендованы для освоения на ступенях общего образования. Это - составляющие естественные способы передвижений человека - бег и прыжки, а также броски и метания, поскольку они доступны для изучения и могут быть использованы для самостоятельных занятий различной направленности: тренировочной, оздоровительной, рекреационной, коррекционной.

Учебный курс в целом состоит из лекционной части, семинарских и практических занятий. Практические занятия предполагают освоение техники выполнения легкоатлетических упражнений; овладение методикой обучения и составления комплексов представлены легкоатлетические упражнения для развития скоростно-силовых качеств и выносливости, методикой использования оздоровительного бега.

В учебнике представлена классификация легкоатлетических упражнений, объяснены особенности техники и методика обучения выполнению отдельных их видов. В нем показаны методы развития кондиционных способностей, предложены варианты проведения занятий оздоровительным бегом. Особое внимание авторы уделяют биомеханическим основам техники бега, прыжков и метаний. По каждому виду спорта приведены правила проведения и судейства соревнований. Полезным для студентов будет материал о возможностях использования легкоатлетических упражнений в программах общего образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта как в рамках предмета «Физическая культура», так и при организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности в целях развития личности обучающихся, формирования культуры здорового образа жизни.

Учебник подготовлен сотрудниками кафедры теории и методики легкой атлетики Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лес-гафта (Санкт-Петербург) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Физическая культура» (квалификация «Бакалавр»).

Похожие статьи