Дугами внутрь руки в стороны. Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног. Комплексы упражнений физкультурных пауз

1. Правила сокращения . Сокращаются второстепенные определения, не имеющие существенного значения. Для движения рук вперед, в стороны, вверх или назад применяются в качестве терминов только два слова - первое обозначает двигаемую часть, второе слово - направление (например: руки вперед, руки вверх и т.п.).

Не указываются положения рук, ног, носков, коленей, если они соответствуют установленному стилю (прямые, ладони внутрь в положении вниз, вперед и вверх, вверх-наружу); ладони вниз при положении в стороны, в стороны-книзу; носки (носок) оттянуты.

Если движение выполняется кратчайшим путем или наиболее распространенным (обычным) путем, то указаний о пути движения не требуется. Если же оно выполняется иным путем, то его следует указать дугами наружу, дугами внутрь.

При движениях руками сокращаются также слова - поднять, опустить, выпрямить и т.п.

Ладонями внутрь - не говорится, при положениях рук вперед, вверх, вниз.

Ладонями вниз - при положениях рук в стороны, перед грудью, на голову

При движениях ногами опускается слово нога, а также опускаются слова: прямые, поднять, опустить и т.п. (например: правую вперед на носок, мах левой назад).

При движениях туловищем - слово «туловище» не говорится (например, при наклонах: наклон вперед, наклон вправо, поворот направо и т.д.).

При движении всего тела не говорится слово «спереди», если гимнаст обращен лицом к снаряду. Опускаются термины «продольно» и «поперек», если положение гимнаста является обычным на том или ином снаряде (поперек - при выполнении упражнений на параллельных брусьях и бревне, продольно - при выполнении упражнений на перекладине, коне-махе, кольцах, разновысоких брусьях).

Не оговариваются конечные положения, если при выполнении упражнения или движения они сами собой разумеются. Не указывается направление движения, если возможно только одно направление.

Кроме того, принято сокращать наиболее часто встречающиеся термины: Гимн, - гимнастика Осн. гимн.- основная гимнастика; Сп. гимн. - спортивная гимнастика; Худож. гимн. - художественная гимнастика Физ. упр. - физические упражнения; Эл. - элемент; Соед. - соединение

2. Правила уточнения.

а) положение отдельных частей тела определяется по отношению к туловищу, а не к горизонту;

б) направление движения частями тела определяется по его начальному движению;

в) при выполнении упражнений с предметами основным признаком является положение предмета и совершаемый им путь;

г) для обозначения движений звеньями тела не кратчайшим путем употребляется термин: дугами, дугой;

д) название боковых прыжков и соскоков определяется по положению ног или туловища над снарядом;

е) повороты на 45° , 90° ,180° записываются соответственно: полуповорот, поворот, поворот кругом.

ж) союз «и» - обозначает слитное выполнение элементов соединений без паузы (стойка на руках и кувырок вперед);

з) предлог «с» - обозначает слитное выполнение элементов, превращая два элемента в один (подъем разгибом с перехватом за верхнюю жердь);

и) тире - обозначает, что между двумя элементами существует пауза.

3. Правила записи упражнений

1. Все движения отдельными частями тела называются по отношению к туловищу в его вертикальном положении. Например: из упора лежа нога может быть поднята не вверх, как говорят, ориентируясь на горизонтальную плоскость, а назад, исходя из положения её по отношению к туловищу. Или из положения лежа на спине руки по отношению к горизонтальной плоскости подняты вверх, однако, согласно принятому правилу, это положение следует называть «руки вперед».

2. Если движение совершается несколькими частями тела одновременно, то принято записывать их в следующем порядке: движения ногами, затем туловищем, руками и головой. Например, на один счет нужно: перевести руки за голову; наклонить туловище вправо; повернуть голову направо и отставить правую ногу в сторону. Записывается: «Правую в сторону на носок, наклон вправо, руки за голову, поворот головы направо».

3. При записи упражнения следует указать:

а. исходное положение (и.п.), из которого выполняется данное движение, например: и.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; или: из упора присев, из виса.

б. название движения – основной термин (подъём, поворот, наклон, мах).

в. способ выполнения – дополнительный термин (махом, дугой, разгибом).

г. направление движения – дополнительный термин (вправо, влево, влево-назад).

д. конечное положение (в вис, в стойку, в упор присев).

При записи ОРУ или вольных упражнений:

Например: Из стойки, руки на пояс - наклон вперед прогнувшись, руки в стороны

а) и.п. - стойка, руки на пояс:

б) название движения - наклон

в) направление движения - вперед

г) характер выполнения - прогнувшись, руки в стороны

При записи упражнений на снаряде (р/в брусья):

Например: и.п. - из виса лежа на нижней жерди подъем разгибом

в упор на в\ж

а) и.п. - из виса лежа на нижней жерди:

б) название движения - подъем

в) способ выполнения - разгибом

г) направление движения и конечное положение - в упор на в\ж

При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, вначале указывают основные, затем второстепенные, например:

И.П. – стойка ноги врозь, руки в стороны.

1-2 (счёт) - наклон вперед прогнувшись, руки за голову.

3-4 – выпрямиться, руки на пояс.

4. При описании упражнений, состоящих из двух одновременно выполняемых движений, применяют предлог «с», подчеркивающий целостность двигательного действия, совмещение во времени отдельных движений, например, подъём махом вперед с поворотом.

5. При записи нескольких движений, выполняемых разными частями тела, каждое название отделяется друг от друга запятой, например: разгибая левую ногу, поворот направо, руки вверх, и поворот направо в выпад правой вперед, руки в стороны.

6. При записи учебных комбинаций на снарядах отдельные элементы разделяются знаком тире, например (запись упражнения на коне) с прыжка круг правой – круг левой вправо – перемах правой – скрещение влево - перемах правой – круг правой влево-назад – соскок углом влево-назад.

Термины общеразвивающих и вольных упражнений

Исходные положения (и.п.) – стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Стойки: основная стойка (о.с.) соответствует строевой стойке; стойка ноги врозь; стойка ноги врозь широкая, узкая, ноги врозь правой; скрестная стойка; стойка на правом (левом) колене; сомкнутая стойка, при которой стопы сомкнуты, правой (левой) вольно.

При выполнении стоек на носках добавляется слово «на носках». Переход из стоек на коленях (а также из положений сидя, лёжа и др.) в стойку на ногах обозначается термином «встать».

Седы – положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед; сед ноги врозь; сед углом, сед углом ноги врозь; сед согнувшись; сед с захватом; сед на пятках или на правой пятке, на бедре и др.

Присед – положение занимающегося на согнутых ногах. Различают: присед; полуприсед; круглый присед, полуприсед; полуприсед с наклоном; «старт пловца»; полуприсед, присед на правой или левой и др.

Выпад – движение (положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги. Различают: выпад; наклонный выпад; выпад вправо с наклоном; глубокий выпад; разноименный выпад (указывается нога и направление выпада), например: выпад левой вправо.

Упоры – положения, в которых плечи выше точек опоры. Различают: упор присев; упор на правом колене, то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) и разноименный; упор стоя согнувшись; упор на предплечьях лёжа; упор лёжа сзади и др.

Круг – движение руками, ногами, туловищем, головой по окружности, а также ногами (ногой) над снарядом.

Наклон – термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон; наклон прогнувшись; полунаклон; наклон вперёд-книзу; наклон назад касаясь; наклон в широкой стойке; наклон с захватом.

Равновесие – устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают: равновесие на правой; равновесие с наклоном; равновесие боковое; равновесие заднее (с наклоном назад); равновесие фронтальное;

Термины упражнений на снарядах

Хват – способ держания за снаряд. Различают: хват сверху; хват снизу; хват разный; хват обратный; хват скрестный; хват широкий; хват узкий; хват сомкнутый; хват глубокий.

Вис. Различают: висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.)

Висы простые: вис, вис на согнутых руках, вис согнувшись, вис прогнувшись и др.

Висы смешанные: вис присев, вис стоя согнувшись, вис лёжа, вис стоя. Иные положения уточняются. Например, вис на согнутых ногах.

Упор – положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры. Различают: упоры простые и смешанные.

Упоры простые: упор, упор на предплечьях, на руках, упор на руках согнувшись, упор сзади, упор углом.

Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок), упор лёжа на согнутых руках, левую назад, упор стоя ноги врозь и др.

Сед – положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях, сед на бедре и др.

Начало упражнений на снарядах принято определять терминами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др.

Подъём – переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий. Различают: подъём силой поочерёдно, подъём силой, махом одной подъём переворотом, подъём разгибом и др.

Спад – движение, противоположное подъёму.

Опускание – медленный спад.

Переворот - вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову вперед или назад с промежуточной опорой руками.

Оборот – круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся в упоре и заканчивающееся либо в упоре, либо в висе или в стойке на руках при исполнении не касаясь снаряда.

Различают: оборот вперёд (назад) из упора ноги врозь, оборот вперёд или назад из упора, оборот вперёд (назад) из упора ноги врозь и др.

Большой оборот - круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся и заканчивающееся в стойке на руках или с максимальным удалением центра тяжести тела.

Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси. Различают: поворот махом вперёд, назад, поворот в стойке и др.

Стойка – вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.

Мах – свободное движение относительно оси вращения. Способы: силой, изгибами, с прыжка.

Размахивание – мах, выполненный несколько раз.

Мах дугой – переход из упора в вис дугообразным движением.

Перемах - маховое движение одной или двумя ногами над гимнастическим снарядом в упоре, не отпуская рук или отпуская одну или обе руки.

Кач – однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом (обычно с кольцами).

Раскачивание – несколько качей.

Круг - круговое движение ногами над снарядом или его частью, состоящее из двух последовательных перемахов без касания снаряда и возвращением в начальное положение.

Перелет - перемещение из виса или упора на одной стороне снаряда в вис или упор на другой стороне снаряда с отпусканием обеих рук или такое же перемещение с одной жерди на другую на женских брусьях.

Подлет - выполнение в конце маха вперед или назад действий с отпусканием рук (поворотов, сальто) с возвращением на снаряд в вис или упор.

Выкрут – оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперёд и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.

Группировка - положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных и коленных суставах.

Согнувшись - положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных суставах.

Прогнувшись - положение, при котором тело сохраняется прямым или слегка прогнутым. -

Сальто - вращательное движение тела (на полу прыжком) с полным переворачиванием через голову без промежуточной опоры на руки.

Фляк - прыжок вверх-назад с двумя фазами полета: прогибаясь в первой части до опоры на руки и сгибаясь во второй части после толчка руками.

Пируэт - сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.

Угол - положение в висе или упоре, когда прямые ноги располагаются под прямым углом по отношению к туловищу.

Крест - положение на кольцах, в котором опора осуществляется разведенными в стороны руками.

Шпагат - положение сидя с максимально разведенными ногами с опорой на всю их поверхность.

Элемент - составная часть упражнения (комбинации). Отдельное законченное движение или действие определенной структуры, имеющее начало, основу и окончание.

Соединение - сочетание двух или более элементов, выполняемых слитно. при этом исполнение одного элемента как правило затрудняет (осложняет) исполнение другого.

Упражнения (комбинации) - сочетания отдельных элементов и соединений в едином целостном и композиционно определенном порядке. Имеют начало, основу и окончание (соскок) определенной трудности.

Мах вперед - маятникообразное движение тела от одной крайней точки до другой в сторону лица.

Мах назад - то же, но в сторону спины.

Перемах – движение ногой (ногами) над снарядом.

Круг – целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами). Различают: круг правой, круг правой влево, влево или вправо назад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнутыми прямыми ногами; круг поперёк, круг прогнувшись и др.

Скрещение – два встречных перемаха.

Вход – переход гимнаста из и.п. у снаряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (её указывают).

Переход – смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента).

Выход – движение, противоположное входу, но на другую часть коня.

Перелёт – перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую.

Соскок – спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Различают: соскок махом вперёд, назад, то же с поворотами, дугой, оборотом, переворотом и др. А также согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

Прыжок – преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия или снаряда – в свободном полёте после отталкивания ногами.

Опорный прыжок – выполняется с дополнительной опорой (толчком) руками.

Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

Замах – предварительный мах ногами назад после толчка ногами

Таковы основные термины, используемые в гимнастике.

Литература

1. Гимнастика: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений // Под ред. Журавина М.Л., Меньшикова Н.К. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 448 с.

2. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе // Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 448 с.

3. Смирнова Л.А. Общеразвивающие гимнастические упражнения: Методика обучения: Учеб. Пособие. - Мн.: Бел. навука, 1998. - 557 с.

Поднимание рук вверх. Поднимание рук в стороны и вверх. Поднимание рук вперед - вверх, опускание в стороны и вниз. Отведение рук назад, поднимание вверх, опускание вниз. Вытягивания рук. Разведение рук. Движения пальцев и запястья. Главные результаты упражнений рук.

I. Исходное положение: основная стойка. Поднимание рук вперед - вверх.

а) одновременно обеих рук: руки поднимаются вытянутые на ширине тела, проходя положение «руки вперед» и до положения «руки вверх», при котором руки остаются вытянутыми, отведены возможно больше назад (но так, чтобы не портилась правильная стойка), ладони обращены внутрь. Движение происходит с достаточным напряжением, как снизу вверх, так и обратно, в последнем случае руки не должны падать, а напряженно опускаться. Рис. 12.

б) поочередно левой и правой рукой: в то время, как одна рука поднимается вперед и вверх, другая отводится, не меняя вытянутого вниз положения, возможно больше назад, затем обе руки приводятся вниз и повторяют движение наоборот. Рис. 13.

II. Поднимание рук в стороны - вверх.

Исx. положение: основная стойка. Движение: руки, оставаясь вытянутыми, поднимаются в стороны до горизонтального положения, одной прямой, проходящей через обе руки и в одной плоскости с туловищем, ладони на этой высоте поворачиваются вверх, продолжается движение рук вверх до конечного положения, как в предыдущем; обратное движение проходит те же моменты. Движение усиливается небольшим нагибанием верхней части позвоночника назад. Рис. 14.

III. Поднимание рук вперед-вверх, опускание в стороны вниз.

Исх. положение: осн. стойка. Движение: руки поднимаются вперед и вверх, как в упр. 1 и опускаются, как в упр. 2.

IV.Отведение рук назад, поднятие в стороны - вверх и опускание вперед вниз.

Исх. пол:, осн. стойка. Движение: отвести вытянутые руки возможно больше назад, поднять в стороны, повернуть ладони, поднять вертикально вверх (вдох), опустить вперед- вниз (выдох) в исх. положение.

V. Вытягивание рук: вверх, в стороны, вперед, назад, вниз.

Исходное положение: руки к плечам.

Движение: а) руки вытягиваются в указанном направлении энергично и быстро, возвращаются к плечам медленно, с напряжением;

б) руки вытягиваются (обе одновременно) в различных направлениях по очереди, каждый раз возвращаясь к плечам;

в) одна рука вытягивается в одном направлении, другая в ином, например: правая вверх, левая в сторону, возвращаются к плечам и меняют направление. Рис. 15.

VI. Разведение рук в стороны.

Исходное положение: руки перед грудью. Движение: а) не меняя положения локтей, разведение рук до горизонтального положения;

б) разведение рук с поворотом вверх ладоней;

в) усиливается нагибанием верхней части позвоночника назад. Рис. 16.

При всех описанных движениях пальцы и кисть руки сохраняют положение, как при основной стойке, но могут быть добавлены и движения пальцев и кисти, для развития их мускулатуры. Рис. 17.

Главные результаты движений рук.

Движения рук действуют, главным образом, на укрепление плеч и лопаток, благодаря чему поднимается грудная клетка и улучшается механизм дыхания. В частности, сгибания и вытягивания развивают мускулы бицепсы и трицепсы, поднятия и опускания вперед, назад, боковые - дельтовидные, трапециевидные, лестничные, межреберные, грудные и др. Движения пальцев и запястья действуют на вытягиватели и сгибатели пальцев, т.-е. на все мускулы предплечья.

Движения рук могут исполняться как па месте, так и в соединении с ходьбой, и последнее, дает большие результаты.

Все движения рук должны производиться в соединении с глубоким дыханием, причем поднятию и разведению соответствует вдох и опусканию выдох.

Мы получаем большое количество методических разработок от учителей физкультуры. Среди них планы-конспекты уроков, тематическое планирование, автор-ские программы, сценарии спортивных праздников и внеклассных мероприятий. К сожалению, некоторые из них бывает очень сложно понять. Причина кроется в несоблюдении правил терминологии физических упражнений. Поэтому публикация профессора Евгения Земскова является весьма своевременной и полезной.

В предлагаемом материале представлена практическая терминология основных положений и движений головой, руками, туловищем, ногами и их сочетаний при проведении общеразвивающих упражнений, с которыми учителя физкультуры сталкиваются практически на каждом уроке. В ближайшее время мы планируем опубликовать практическую терминологию основных гимнастических упражнений, входящих в школьную программу по физическому воспитанию.

Основными терминами для описания ОРУ являются: стойки, положения рук и ног и основные движения ими; наклоны, повороты туловища, присед, полуприсед, выпад, упор, сед. При помощи основных терминов может быть описано множество физических упражнений с общеразвивающей направленностью, используемых в повседневной профессиональной спортивной деятельности.

В настоящее время специалисты по физической культуре не соблюдают или нарушают правила гимнастической терминологии. При проведении общеразвивающих упражнений можно слышать: «Руки перед собой…», «В обход по залу…», «вращения», «захлестывая ноги…»; слова, словосочетания (термины), не соответствующие смысловому понятию реальных движений.

В текстах государственных и авторских программ, научных и методических статьях, в конспектах уроков, представленных на конкурс «Учитель года», допускаются терминологические погрешности в записи общеразвивающих упражнений, произнесении строевых команд и др.

Настоящие факты свидетельствуют о недостаточной прочности знаний терминологии и умений применять ее учителями в практической деятельности.

В учебном процессе терминология – это физкультурная лексика, которая охватывает систему, составляющую совокупность терминов. Терминология способствует краткому, точному названию и доступному описанию ограниченной формы физического упражнения (телодвижения), повышению моторной плотности урока, управлению деятельностью учеников, достижению образовательного, воспитательного воздействия; делает учебный процесс более целенаправленным. В широком смысле терминология является профессиональным языком общения специалистов в педагогических системах «учитель – учитель», «учитель – ученик», «ученик – учитель», «ученик – ученик – учитель» для написания конспектов, научнометодических материалов.

Название движения состоит из главного слова (термина), которое характеризует сущность движения, и из дополнительных слов, которые либо предшествуют главному, либо стоят после него.

Каждое движение выполняется из определенного исходного положения, которое имеет свое название; затем следует само движение, которое завершается конечным положением.

Основные термины исходных положений (сокращенно – и.п.).

Стойка (стойки) – вертикальное положение тела вверх или вниз головой и с опорой ногами или руками.

Стойки выполняются с различным положением ног. К терминам «стойка» относятся:

Стойка ноги врозь. При этом ноги расставляются на ширину плеч. По правилу сокращения «ноги на ширине плеч» не пишется и не произносится

Широкая стойка (ноги разведены значительно шире плеч, тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги)

Стойка ноги врозь, правая (левая) спереди

Стойка ноги врозь скрестно, правая (левая) спереди

Стойка на коленях (туловище и бедро составляют прямую линию)

Стойка на правом (левом) колене (другая нога, согнутая в суставе на 90°, выставлена вперед, но это в тексте не указывается)

Стойки выполняются с различным положением рук. В этом случае описание видов стоек осуществляется по правилу «снизу вверх». Вначале указывается положение ног, затем – рук.

Стойка ноги врозь, руки вперед

Стойка ноги врозь, руки вверх

Стойка руки назад

Руки в стороны

Стойка ноги врозь, руки в стороны

В положении руки в стороны ладони обращены вниз, но при описании направление ладоней вниз не указывается и не пишется. Если при описании положений руки в стороны положение кистей иное, то направление ладоней обязательно должно быть указано: например, «стойка ноги врозь, руки в стороны ладонями вперед, или назад, или вверх, или правая ладонь вперед, левая ладонь назад» и т.д. Те же требования предъявляются при описании положения руки вверх.

Другие положения рук:

Вышеуказанные положения рук являются симметричными.

Ниже приведены асимметричные положения:

Симметричные положения согнутых рук:

Руки на пояс

Руки за голову

Руки к плечам

Руки перед грудью

Руки в стороны, согнуты вниз

Руки вниз, согнуты вперед

Руки вперед, согнуты к плечам

Руки назад, согнуты

Асимметричные положения рук:

Движения руками выполняются с малой, средней и большой амплитудой.

Малая амплитуда характеризуется перемещением руки в пространстве не более чем на 90°. В этом случае при терминологической записи указываются только положения рук.

Например:

И.п. – о.с.

1 – руки назад.

2 – руки в стороны.

3 – руки вперед.

Средняя амплитуда обозначается термином «дуга» (дугами, дугой) .

Амплитуда перемещения рук (руки) составляет более 90° и менее 360°.

Большая амплитуда обозначает, что перемещение руки соответствует 360°, т.е. по кругу. Поэтому здесь используются термины «круг», «круговые движения».

Например:

И.п. – стойка руки в стороны.

1 – дугами книзу, руки вверх.

2 – круг руками внутрь

3 – дугами наружу, руки вниз

Направление движений руками по дуге и по кругу определяется начальным перемещением рук из различных положений.

Из положений

кверху
книзу

Руки в стороны

Руки вперед

Руки назад

Движения руками дугой (дугами) и круг (круги) руками выполняются кверху – книзу. Например:

– дугой книзу, руки вверх;
– дугой кверху, руки вниз;
– круг руками книзу;
– круг руками кверху.

Движения дугой (дугами), круг (круги) выполняются также вперед – назад, наружу – внутрь.

Руки вверх

Руки в стороны

Руки вперед

Например:

Круг руками вперед.

Круг руками наружу

Дугами внутрь, руки вниз

Положения и движения головой: вертикальное положение головы, наклон головы вперед, наклон головы влево, наклон головы вправо; поворот головы налево, поворот головы направо.

С учетом исходных положений движения головы выполняются дугой, по кругу (круг головой влево, круг головой вправо). При терминологической записи всегда пишется слово «голова».

Движения туловищем:

По терминологической записи при выполнении наклонов слово «туловище» не пишется и не произносится – только при скручивании (повороте) позвоночника, например: «наклон прогнувшись, руки на пояс»; «наклон назад», но не «наклон назад прогнувшись», так как наклон назад согнувшись выполнить невозможно; «поворот туловища направо (налево)».

Положения ног. Согласно правилам сокращения слово «нога» не пишется и не называется, заменяется на «правая» или «левая».

Лежа на животе, руки вверх

При терминологическом описании положений рук надо указывать их положение по отношению к туловищу учащихся независимо от положения тела (сидя, лежа, стоя и т.п.). Для определения положения рук и движений ими, если они не прямые, используется термин «руки слегка согнуты», что означает незначительное, едва заметное сгибание их в локтевых суставах со свободной кистью, или термин «полусогнуты», когда сгибание выражено отчетливо. Например, наклон влево, руки полусогнуты вверх.

Положенияпрямых рук могут быть основными и промежуточными.

Основные положения рук:

· руки вперед;

· руки в стороны;

· руки назад (до отказа), руки вверх;

· руки вверх;

· руки вниз (указывается после движения).

В последнем случае ладони направлены книзу, в остальных – внутрь. Направление ладоней указывается только тогда, когда оно отличается от принятого для данного положения рук (рис. 17).

руки вперед руки в стороны руки назад руки вверх

Рис. 17. Основные положения рук

Промежуточные положения рук – это положения, в которых руки находятся под углом 45° к основным (рис. 18). Описываются составным термином, указывающим основное положение рук, от которого образовано данное промежуточное направление, в котором руки начинают двигаться для выведения в описанное положение.

Промежуточные положения рук в лицевой и боковой плоскостях (рис. 19, 21):

· руки вперед – книзу;

· руки вперед – вверх;

· руки в стороны – книзу;

· руки в стороны – вверх;

· руки назад.

Кроме вышеназванных, могут быть также положения: руки скрестно; руки вперед и внутрь под углом 45°; руки вверх – внутрь (руки подняты вверх, пальцы соприкасаются).

Движения руками могут быть односторонними, то есть выполняться в одну сторону (рис. 20):

· руки влево – книзу;

· руки влево;

· руки влево – кверху.

руки вперед – книзу руки вперед – вверх руки в стороны – книзу

руки в стороны – вверх руки назад – книзу

Рис. 21. Промежуточные положения рук

Движения руками делятся на простые, дугообразные и круги. Эти движения могут выполняться прямыми и согнутыми руками, а также предплечьями и кистями.

Простые – это переведение рук из одного основного или промежуточного положения в другое, когда угловое перемещение не превышает 90°; при этом записывается только следующее положение рук, например, руки вперед – руки в стороны – руки в сторону – вверх.

Дугообразные движения с угловым перемещением более 90°, но менее 360°. Записываются следующим образом: 1) термин «дугами»;
2) направление начального движения; 3) конечное положение, например:

и. п. – стойка дугами назад руки вверх;

и. п. – стойка руки вверх (согласно правилу сокращения термин «дугами вперед» не указывается);

и. п. – стойка руки вправо: дугами вверх руки вниз.

Круги (угловое перемещение равно 360°) могут выполняться в лицевой (фронтальной) и в боковых плоскостях. Как и дугообразные, название получают также по начальному движению, например:

и. п. – стойка круг руками наружу;

и. п. – стойка руки в стороны: круг предплечьями книзу;

и. п. – стойка круг правой рукой внутрь.

Таким образом, движения могут выполняться не только двумя руками, но и одной, а также поочередно. Одновременно двумя руками можно выполнять симметричные и асимметричные, параллельные и последовательные, одноименные и разноименные движения. К одноименным относятся движения правой вправо и левой влево, к разноименным, наоборот, – правой влево или левой вправо.

Положения согнутых рук делятся на стандартные, производные и сложные.

Стандартные (рис. 22):

· руки на пояс;

· руки перед собой;

· руки перед грудью;

· руки к плечам;

· руки за голову;


· руки на голову;

· руки за спину;

· руки за спину скрестно правой (левой).

а) руки вниз;

б) руки вперед-книзу;

в) руки вперед;

г) руки вперед-кверху;

д) руки вверх;

е) руки назад

Положение одной руки в боковой плоскости описывается аналогично:

а) правую (левую) руку вниз;

б) правую (левую) руку вперед-книзу;

в) правую (левую) руку вперед;

г) правую (левую) руку вперед-кверху;

д) правую (левую) руку вверх;

е) правую (левую) руку назад.

Весьма распространены в гимнастике различные положения согнутых рук , которые делятся на стандартные, производные и сложные.

К стандартным относятся положения:

Руки на пояс – кисти рук опираются о гребень подвздошной кости (четыре пальца смотрят вперед, большой палец назад), локти и плечи отведены назад Руки перед грудью – руки согнуты в локтевых суставах, локти на высоте плеч, кисти в продолжении предплечий, ладони книзу Руки к плечам – согнутые в локтевых суставах руки касаются пальцами отведенных назад плеч, локти у туловища Руки за голову – руки согнуты в локтевых суставах, пальцы касаются затылка, локти в стороны Руки за спину – руки, согнутые в локтевых суставах, касаются предплечьями спины, кисти обхватывают предплечья как можно ближе к локтям Руки перед собой – согнутые руки находятся перед грудью, предплечья на высоте плеч, одно над другим (указывается какая рука сверху) Руки скрестно (указывается какая рука сверху) Вариант: стойка ноги врозь, руки скрестно к плечам, левая (правая) сверху

Производные от основных положений прямых рук описываются термином «согнуть руки» и образуются путем выведения прямых рук в указанном направлении и сгибания их до отказа в локтевых суставах, кисти полусогнуты в кулак, пальцы к плечам. Например:

Сложные положения – указываются, куда выводятся прямые руки и куда затем сгибаются. Например:

Руки вперед, предплечья вверх;



Руки в стороны, предплечья вперед, ладони внутрь.

Движения руками

Движения руками делятся на простые, дугообразные и круги. Эти движения могут выполняться прямыми и согнутыми руками, а также предплечьями и кистями. Направление движения руками определяется по отношению к туловищу независимо от его положения в пространстве.

Простые движения – это переведение рук из одного основного или промежуточного положения в другое, когда угловое перемещение не превышает 90º, при этом называется только следующее положение рук. Например: руки вперед – руки в стороны – руки вверх-наружу и т.д.

Дугообразные движения – это движения, совершаемые по дуге с угловым перемещением рук более чем на 90º, но менее чем на 360º. Движение записывается следующим образом: 1) термин «дугами», 2) направление начального движения и 3) конечное положение. Например:

- дугами вперед – не указывается.

а) Из и.п. – о.с.: руки вверх (согласно правилу сокращений

термин «дугами вперед» не указывается).

б) Из и.п. – о.с.: дугами вперед руки в стороны.

- дугами назад

Из и.п. – о.с.: дугами назад руки вверх.

- дугами книзу

Из и.п. – руки вперед: дугами книзу руки вверх.



- дугами кверху

Из и.п. – руки вправо: дугами кверху руки вниз.

- дугами вправо (влево)

Из и.п. – о.с.: дугами влево руки вправо.

- дугами наружу

Из и.п. – руки вверх: дугами наружу руки вниз.

- дугами внутрь

Из и.п. – руки вверх-наружу: дугами внутрь руки в

Круговые движения это движения руками, ногами, туловищем, головой по окружности, а также ногами (ногой) над снарядом, при этом угловое перемещение составляет 360º. Могут выполняться в лицевой (фронтальной) и боковой плоскостях. Как и дугообразные движения они получают название по начальному движению рук. Могут выполняться не только двумя руками, но и одной, например:

Из и.п. – руки вверх: круг руками вперед

круг руками назад

Из и.п. – о.с.: круг руками влево

Из и.п. – руки влево: круг руками вправо

Из и.п. – о.с.: круг внутрь правой рукой

- из и.п. – руки в стороны: круг предплечьями внутрь

Из и.п. – руки в стороны, кисти в кулак: 3 круговых

движения кистями вперед (назад)

Из и.п. – руки вперед, кисти в кулак: 3 круговых движения

кистями внутрь (наружу)

Характеристика движений

Движения руками и ногами по отношению друг к другу могут быть:

1. Одноименными - движения, совпадающие по направлению со стороной конечности: правая рука начинает движение вправо, левая – влево.

Например: а) И.п. – о.с.

1 – мах левой в сторону, левую руку в сторону

3 – мах правой в сторону, правую руку в сторону

б) И.п. – руки за голову

1 – выпад вправо, руки вверх

3 – выпад влево, руки вверх

2. Разноименными – движения, противоположные по направлению стороне конечности: правую руку влево или левую руку вправо (правой влево или левой вправо).

Например: а) И.п. – руки за спину

1 – выпад левой вправо

3 – выпад правой влево

б) И.п. – руки в стороны

1 – правую влево на носок

3 – левую вправо на носок

3. Одновременными – движения, выполняющиеся конечностями в одно и то же время и могут быть:

- симметричными (однонаправленными):

руки вперед; руки вверх и др.

- асимметричными (разнонаправленными) , при которых руки находятся в разных положенияхлевую руку вверх, правую в сторону и др.

4. Последовательными – движения, выполняющиеся одно за другим с отставанием одной конечности от другой на половину амплитуды.

Например: И.п. – руки на пояс

1 – прыжок со сменой прямых ног вперед

2 –прыжком и.п.

5. Поочередными – движения, выполняемые сначала одной конечностью (рукой или ногой), затем другой.

Например: а) И.п. – о.с.

1 – левую руку вперед

2 – руки вперед

3 – левую руку вверх

4 – руки вверх

5 – левую руку в сторону

6 – руки в стороны

7 – левую руку вниз

б) И.п. – руки на пояс

1 – мах левой

3 – мах правой

Наиболее простыми являются одновременные однонаправленные движения. С них и надо начинать обучение. Затем по степени сложности следуют движения одновременные разнонаправленные и, наконец, поочередные и последовательные.

1. Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М. Смолевского. – М.: «Физкультура и спорт», 1987. – С. 28 – 42

2. Гимнастика: Учебник для ИФК / Под ред. А.Т. Брыкина. – М.: «Физкультура и спорт», 1980. – С. 36 – 44

3. Брыкин А.Т. Гимнастическая терминология. – М.: «Физкультура и спорт», 1969. – С. 33-63

4. Гимнастика и методика ее преподавания: Учебник для факультетов физической культуры / Под ред. Н.К. Меньшикова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – С. 63 – 79

5. Теория и методика гимнастики / Под ред. В.И. Филипповича: учебник для факультетов физического воспитания педагогических институтов. – М.: «Просвещение», 1971. – С. 223 – 229

6. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для вузов. – М.: «ВЛАДОС», 2000. – 149 – 162

7. Анцыперов В.В. Терминология строевых и общеразвивающих упражнений: Методическое пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2002. – 28 с.

8. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М.: Терра – Спорт, 2000. – 72 с.

9. Кравчук А.И. Правила пользование гимнастической терминологией и способы образования терминов: Учебное пособие. – Омск, 1981. – 25 с.

10. Брыкин А.Т. Гимнастика. Терминология и правила записи ОРУ: Методическая разработка. – М.: ГЦОЛИФК, 1980. – 44 с.

11. Проведение подготовительной части урока физической культуры в школе: Учебное пособие / Анцыперов В.В., Симонов В.П. – Волгоград: ВГАФК, 2004. – 66 с.

12. Залетаев И.П. Общеразвивающие упражнения: Учебное пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 120 с.

Похожие статьи