Полевой меч у японцев. Японское оружие и его виды. Выделяют три вида стоек для фехтования катаной

Тати (яп. ?) - длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку.
Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
Другое название этого меча - дайто (яп. ?, букв. «большой меч») - в западных источниках иногда ошибочно читают, как «дайкатана» . Ошибка происходит из-за незнания о разнице между онным и кунным чтением иероглифов в японском языке; кунное чтение иероглифа - «катана», а онное чтение - «то:».
- -

Танто (яп. танто, букв. «короткий меч») - кинжал самурая. Длина клинка не должна превышать 30,3 см (иначе это будет уже не танто, а короткий меч вакидзаси). Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и найденный исторический танто.Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах.
Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).
-
-

Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера»

Син-гунто (1934) - японский армейский меч, созданный для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Это оружие повторяло форму боевого меча тати, как в оформлении, так и в приемах обращения с ним. В отличие от мечей тати и катана, изготавливавшихся кузнецами-оружейник- ами индивидуально по традиционной технологии, син-гунто массово производился фабричным способом.
-
-

Цуруги (яп.) - японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).

Утигатана разделились на два семейства по длине клинка: более 60 см. – катана, менее – вакидзаси (сопутствующий меч).
-
-

Айкути (яп. - подогнанное устье) - стиль оправ мечей без использования цуба (гарды).
-
- - -

Ниндзято (яп. ниндзято), также известен как ниндзякэн (яп.) или синобигатана (яп.) - меч, которым пользовались ниндзя. Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати. Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу(гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай, а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны также был мощный режущий удар.
Ниндзято (яп. ниндзято- , также известен как ниндзякэн (яп. ?) или синобигатана (яп. ?) - меч, которым пользовались ниндзя. Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати. Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу(гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай, а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны также был мощный режущий удар.
Согласно словам Масааки Хацуми (яп.), ниндзято были разных форм и размеров. Однако чаще всего они были короче дайто, используемыми самураями. С прямым лезвием, но все равно слегка изогнутым. Типичный ниндзято был больше похож на вакидзаси, имевший рукоятку, как у катаны и размещавшийся в таких же ножнах. Это давало возможность выхватить меч быстрее противника и к тому же одурачить его, так как такая маскировка никоим образом не выдавала истинную сущность ниндзя. Свободное место в ножнах могло использоваться для хранения или сокрытия другого инвентаря или необходимых вещей. Конечно, более короткое лезвие в ряде случаев было недостатком, так как противник мог значительно сократить дистанцию, но в ряде поединков это же было и преимуществом, так как ниндзя мог в полной мере использовать малую длину клинка, например, в иайдо-поединке, когда нужно вытащить меч и поразить противника как можно быстрее. Другие исследователи, впрочем, полагают, что более короткий клинок давал преимущество ниндзя в том плане, что его было куда легче скрыть и, что немаловажно, он давал преимущество в случае боя в помещении: стены и потолки значительно препятствовали самураям для использования катаны в некоторых приёмах нападения.
- -

Существовал ещё один тип меча – тидзакатана – чуть длиннее вакидзаси и чуть короче катана. Им самурай должен был заменять дзайсё (пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча)), когда приближался к даймё или сёгуну.

Кодати (яп. , букв. «маленький тати») - японский меч, слишком короткий, чтобы считаться дайто (длинным мечом) и слишком длинный, чтобы считаться кинжалом. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать. Он мог применяться там, где движения были стеснены (или при атаке плечом к плечу). Так как этот меч был короче 2-х сяку (около 60 см), в период Эдо его дозволено было носить не самураям, но торговцами.
Кодати похож по длине на вакидзаси, и хотя их клинки значительно различаются по конструкции, кодати и вакидзаси настолько похожи по технике использования, что их нередко путают. Главное отличие состоит в том, что кодати обычно шире вакидзаси. Кроме того, кодати всегда носился в специальной перевязи изгибом вниз (как тати), в то время как вакидзаси носили заткнутым за оби изгибом клинка вверх. В отличие от других видов японского оружия, кодати обычно не носился ни с каким другим мечом.
-
-

Сикомидзуэ (яп. Shikomizue) - оружие для «скрытой войны». В Японии его использовали ниндзя. В наше время этот клинок часто появляется в кинофильмах. Сикомидзуэ представлял собой деревянную или бамбуковую трость со скрытым клинком. Лезвие сикомидзуэ могло быть прямым или немного выгнутым, потому что трость должна была точно повторять все изгибы клинка. Сикомидзуэ мог быть и длинным мечом, и коротким кинжалом. Поэтому длина трости зависела от длины оружия.
- -

Самурайский меч

Японская технология изготовления мечей из железа начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку , позволяя изготавливать не просто боевое оружие , но настоящее произведение искусства, которое не удаётся воспроизвести в полной мере даже в современности. На протяжении примерно тысячи лет форма меча практически не менялась, незначительно видоизменяясь главным образом в длине и степени изгиба в соответствии с развитием тактики ближнего боя. Меч, являясь одной из трёх древних регалий японского императора , обладал также ритуальным и магическим значением в японском обществе.

Терминология

В литературе часто используются японские названия для обозначения разновидностей японского меча и его деталей. Краткий словарь наиболее часто используемых понятий:

Сравнительная таблица японских мечей

Тип Длина
(нагаса ),
см
Ширина
(мотохаба ),
см
Прогиб
(сори ),
см
Толщина
(касанэ ),
мм
Примечания
Тати 61-71 2,4-3,5 1,2-2,1 5-6,6 Появился в XI веке . Носился на поясе лезвием вниз в паре с кинжалом танто.
Катана 61-73 2,8-3,1 0,4-1,9 6-8 Появилась в XIV веке . Носилась за поясом лезвием вверх в паре с вакидзаси.
Вакидзаси 32-60 2,1-3,2 0,2-1,7 4-7 Появился в XIV веке . Носился лезвием вверх в паре с катаной.
Танто 17-30 1.7-2.9 0-0.5 5-7 Носился в паре с мечом тати или отдельно как нож.
Все размеры приведены для клинка без учёта хвостовика. Ширина и толщина указаны для основания клинка, где он переходит в хвостовик. Данные взяты для мечей периодов Камакура и Муромати ( - гг.) по каталогам. Длина тати в начальный период Камакура и современных тати (гэндай-то) достигает 83 см.

История японского меча

Древние мечи. До IX века.

Первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайскими торговцами с материка. Этот период японской истории носит название Кофун (букв. «курганы », III - вв.). В могилах курганного типа сохранились, хотя и сильно повреждённые ржавчиной, мечи того периода, разделяемые археологами на японские, корейские и наиболее частые китайские образцы. Китайские мечи обладали прямым узким однолезвийным клинком с крупным кольцеобразным навершием на хвостовике. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука ( - гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо , а к VII веку освоили композитную технологию. В отличие от прежних образцов, выкованных из цельной железной полосы, мечи стали изготавливать методом ковки из железных и стальных пластин.

В старые времена (период мечей кото, около - гг.) существовало примерно 120 кузнечных школ, которые на протяжении веков производили мечи с характерными устойчивыми признаками, выработанными мастером-основателем школы. В новые времена (период мечей синто, - гг.) известно 80 школ. Насчитывают около 1000 выдающихся мастеров кузнечного ремесла, a всего на протяжении тысячи лет истории японского меча зафиксировано более 23 тыс. кузнецов-оружейников, из них больше всего (4 тыс.) в период кото (старых мечей) проживало в провинции Бидзэн (современная префектура Окаяма).

Слитки железа расплющивались в тонкие пластины, резко охлаждались в воде и затем разбивались на куски размером с монету. После этого производилась селекция кусочков, отбрасывались куски с крупными вкраплениями шлака, по цвету и гранулярной структуре разлома сортировались остальные. Такой метод позволял кузнецу отбирать сталь с предсказуемым содержанием углерода в диапазоне от 0,6 до 1,5 %.

Дальнейшее выделение остатков шлака в стали и уменьшение содержания углерода осуществлялось в процессе ковки - соединения отдельных мелких кусочков в заготовку для меча.

Ковка клинка

Сечение японского меча. Показаны две распространённые структуры с отличной комбинацией в направлении слоёв стали. Слева: металл клинка проявит текстуру итамэ , справа - масамэ .

Кусочки стали с примерно одинаковым содержанием углерода насыпались на пластину из того же металла, в едином блоке всё нагревается до 1300°С и ударами молота сваривается вместе. Начинается процесс проковки заготовки. Заготовка плющится и сворачивается вдвое, затем снова плющится и сворачивается вдвое в другом направлении. В результате многократной проковки получается многослоистая сталь, окончательно очищенная от шлаков. Легко подсчитать, что при 15-кратном сворачивании заготовки образуются почти 33 тысячи слоёв стали - типичная плотность дамаска для японских мечей.

Шлаки всё же остаются микроскопическим слоем на поверхности слоя стали, формируя своеобразную текстуру (хада ), напоминающую рисунок на поверхности древесины.

Для изготовления заготовки меча кузнец выковывает как минимум два бруска, из твёрдой высокоуглеродистой стали (каваганэ ) и более мягкой низкоуглеродистой (синганэ ). Из первого формируется U-образный профиль длиной примерно 30 см, внутрь которого вкладывается брусок синганэ , не доходя до той части, которая станет вершиной и которая сделана из лучшей и самой твердой стали каваганэ . Затем кузнец нагревает блок в горне и сваривает проковкой составные части, после чего ковкой увеличивает при 700-1100°С длину заготовки до размеров меча.

При более сложной технологии свариваются до 4 брусков: из самой твёрдой стали (хаганэ ) формируют режущее лезвие и вершину, 2 бруска из менее твёрдой стали идут на боковые стороны, а брусок из относительно мягкой стали формирует сердцевину. Композитная структура клинка может быть ещё сложнее с отдельным привариванием обуха.

Ковкой формируется лезвие клинка до толщины около 2,5 мм (в районе режущей кромки) и его грани. Верхний кончик также выправляется ковкой, для чего по диагонали срезается конец заготовки. Затем длинный конец (со стороны лезвия) диагонального среза ковкой подгибается к короткому (обуху), в результате чего структура металла в вершине обеспечивает повышенную прочность в ударной зоне меча, сохраняя при этом твёрдость и тем самым возможность очень острой заточки.

Закалка лезвия и полировка

Следующим важным этапом изготовления меча является термообработка лезвия для укрепления режущей кромки, в результате которой на поверхности меча появляется узор хамон , специфический именно для японских мечей. До половины заготовок в руках среднего кузнеца так и не становятся настоящими мечами в результате неудавшейся закалки.

Для термообработки клинок покрывается неравномерным слоем термостойкой пасты - смеси из глины, золы и каменной пудры. Точный состав пасты держался мастером в секрете. Тонким слоем покрывалось лезвие, наиболее толстый слой пасты наносился на среднюю по ширине часть клинка, где закалка была нежелательна. Жидкая смесь разравнивалась и после высыхания царапалась в определённом порядке в области ближе к лезвию, благодаря чему подготавливался рисунок узора хамон . Клинок с засохшей пастой нагревают равномерно вдоль длины до ок. 770°С (контролируется по цвету раскалённого металла), затем погружают в емкость с водой лезвием вниз. Резкое охлаждение меняет структуру металла около лезвия, где толщина металла и термозащитной пасты наименьшие. Затем клинок повторно нагревается до 160°С и снова охлаждается. Данная процедура помогает снизить напряжения в металле, возникшие при закалке.

Закалённая область лезвия имеет почти белый оттенок по сравнению с остальной более тёмной серо-голубоватой поверхностью клинка. Граница между ними чётко видна в виде узорной линии хамон , который представляет собой вкрапления блестящих кристалликов мартенсита в железо. В древности хамон выглядел как прямая линия вдоль клинка, в период Камакура линия стала волнистой, с причудливыми завитушками и поперечными черточками. Считается, что кроме эстетичного внешнего вида, волнистая неоднородная линия хамона позволяет клинку лучше противостоять ударным нагрузкам, демпфируя резкие напряжения в металле.

При соблюдении процедуры как показатель качества закалки обух клинка приобретает белёсый оттенок, уцури (букв. отражение ). Уцури напоминает хамон , но его появление является не следствием образования мартенсита, а оптическим эффектом в результате слабого изменения структуры металла в этой зоне по сравнению с близлежащим телом клинка. Уцури не является обязательным атрибутом качественного меча, но свидетельствует об успешно проведённой термообработке для некоторых технологий.

При нагреве лезвия в процессе закалки до температуры более 770° его поверхность приобретает насыщенность оттенков и богатство деталей узора. Однако при этом может пострадать прочность меча. Совместить боевые качества меча с роскошным оформлением поверхности металла удалось только кузнецам провинции Сагами в период Камакура, высококачественные мечи других школ отличаются скорее строгой манерой оформления клинка.

Окончательную доводку меча осуществляет уже не кузнец, а ремесленник-полировщик, мастерство которого также высоко ценилось. Используя серию полировальных камней разной зернистости и воду, полировщик доводил клинок до идеального состояния, после чего кузнец выбивал своё имя и другие сведения на неотшлифованном хвостовике. Меч считался готовым, остальные операции по креплению рукояти (цуки ), гарды (цубы ), нанесению украшений относились к разряду вспомогательных процедур, не требовавших магического мастерства.

Боевые качества

Боевое качество самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.

Современная оценка японских мечей

После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» (NBTHK), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.

Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

  • Национальное сокровище (кокухо ). Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее 2 десятков.
  • Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.
  • Особо важный меч.
  • Важный меч.
  • Особо оберегаемый меч.
  • Оберегаемый меч.

В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется обществом по охране японского меча (NTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу.

В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.

Источники

Статья написана по материалам следующих изданий:

  • Sword. Kodansha encyclopedia of Japan. 1-st ed. 1983. ISBN 0-87011-620-7 (U.S.)
  • А. Г. Баженов, «История японского меча», -С.-Пб., 2001, 264 с. ISBN 5-901555-01-5
  • А. Г. Баженов, «Экспертиза японского меча», -С.-Пб., 2003, 440 с. ISBN 5-901555-14-7.
  • Leon and Hiroko Kapp, Yoshindo Yoshihara, «The Craft of the Japanese Sword». Перевод на русский язык на сайте www.katori.ru .

Примечания

  1. Термин «тати» установился в русскоязычной литературе. Русская фонетика не позволяет точно передать звучание, английская фонетика воспроизводит название как tachi .
  2. Точного стандарта прогиба для тати не существует. В начале меч тати обладал почти сабельной кривизной, к XIV веку клинок выпрямляется. Прогиб «сори» стандартно измеряется как максимальной расстояние от обуха до прямой линии между кончиком меча и основанием клинка. Рукоять в расчёт кривизны не принимается.
  3. Определения типов японских мечей приведены в книге А. Баженова «Экспертиза японского меча» согласно пояснению японской ассоциации NBTHK («Общество по сохранению художественных японских мечей»), ответственной за сертификацию японских клинков.
  4. Хотя тати в среднем длинней катаны, нередко длина катаны превосходит длину тати.
  5. Такие длины получаются переводом традиционной японской меры длины сяку (30,3 см, прим. длина локтя) в см.
  6. То есть до конца периода Момояма . Традиционно японская история делится на неравные периоды, определяемые по названию населённых пунктов, которые становились местом обитания императора.
  7. Aoi Art Tokyo : японский аукционный дом, специализирующийся по японским мечам.
    Japanese Sword Ginza Choshuya Magazine : магазин по продаже японских мечей, каждый месяц выпускает каталог.
  8. Meч Когарасу-Мару выполнен в необычном стиле киссаки-мороха, популярном в период Нара . Половина клинка до острия обоюдоострая, другая половина с тупым обухом. Вдоль клинка проходит центральная ложбинка, сам клинок очень слабо изогнут, но наблюдается довольно сильный изгиб хвостовика по отношению к клинку. Подпись на мече отсутствует. Хранится в коллекции императорской семьи. См. фото в книге Баженова «История японского меча».
  9. «Поясничный изгиб» (коси-дзори ) назван так потому, что максимальный прогиб клинка при ношении меча удобно облегал тело как раз в области поясницы.
  10. Обух может быть плоский или полукруглый, однако такие образцы среди настоящих японских мечей встречаются крайне редко.
  11. А. Г. Баженов, «История японского меча», стр. 41
  12. А. Г. Баженов, «История японского меча», стр. 147
  13. Sword. Kodansha encyclopedia of Japan.
  14. А. Баженов, «Экспертиза японского меча», стр. 307-308
  15. Блестящий чистый цвет разлома говорит о содержании углерода выше 1 % (высокоуглеродистая сталь).
  16. Процесс ковки меча описан по буклету Всеяпонской ассоциации кузнецов-мечников и книги «The Craft of the Japanese Sword» (см. источники), описывающей восстановленную современным мастером древнюю технологию.

О выдающихся качествах мечей самураев ходят легенды. Действительно, выкованные по технологии японские клинки обладают невероятной остротой. Если верить легендам, они могут разрубать и железо, и лист бумаги на весу. Да, заточенный в бритву клинок с лёгкостью будет резать даже рисовую бумагу на весу, но рубить таким мечом железо – это значит сразу же испортить его. Для разрубания железа, заточка меча должна быть выполнена под большим углом (как на зубиле), в противном случае после удара режущую кромку придётся править, убирая щербины на клинке.

При словосочетании «японский меч», большинство сразу же подумает про катану. Действительно, катана – это японский меч, но кроме неё существовало ещё не мало разновидностей клинкового оружия самураев.

Дайсё – пара самурайских мечей

Если заглянуть вглубь истории, можно заметить, что самураи носили два меча одновременно. Один был длинный и назывался дайто (он же меч катана), второй – короткий, назывался сето (вакидзаси). Если длинный японский меч применялся в бою или на поединках, то короткий меч служил запасным оружием, когда катана ломалась. При ведении боя в ограниченном пространстве тоже использовался меч вакидзаси.

Когда самурай приходил в гости, он отдавал катану слуге при входе или оставлял её на специальной подставке. В случае внезапной опасности именно короткий меч мог спасти жизнь своего хозяина, поэтому искусству владения коротким мечом уделялось немало времени.

Если длинный меч считался привилегией правящего самурайского сословия и носить его могли только они, то короткие мечи носили богатые торговцы и ремесленники, которые старались научиться у самураев искусству владения мечом. Нужно заметить, что подобные знания в средневековой Японии ценились на вес золота и ревностно охранялись кланами. И если мастер (за огромную цену) соглашался показать приём, то он демонстрировал его только один раз, после чего с чувством выполнено долга, важно забирал вознаграждение.

Боевой самурайский меч – его параметры и разновидности

Японский меч катана или дайто имел длину от 95 до 110 сантиметров. Ширина его лезвия была около трёх сантиметров, при толщине клинка в 5-6 миллиметров. Рукоять меча обматывалась шёлковым шнуром или обтягивалась кожей акулы для предотвращения скольжения. Длина рукояти катаны составляла около трёх кулаков, что позволяло работать им с использованием двуручного хвата.

Японский меч сето или вакидзаси практически ничем не отличается от катаны, кроме длины. Она составляет 50-70 сантиметров. Естественно, что короткие мечи торговцев и самураев значительно отличались друг от друга качеством и отделкой. Короткий меч самурая, как правило, являлся частью комплекта дайсё и выполнялся в том же стиле, что и катана. Даже цуба у обоих мечей была выполнена в одном стиле.

Мечи самураев не ограничивались моделями катана и вакидзаси. Существовали ещё такие варианты этого оружия:

  • Кокатана – это вариант, который иногда использовали вместо короткого меча в комплекте дайсё. Данный меч отличался практически прямым клинком, в тесных коридорах такой клинок прекрасно наносил колющие удары (легендарный меч ниндзя, возможно, произошёл именно от этой разновидности самурайского меча). Длина кокатаны составляла около 600 миллиметров;
  • Тати – японский меч, распространённый с 10 по 17 века. Тати — оружие более древнее, чем катана и его носили лишь знатные самураи. Предназначался этот меч для конного боя. Его большая длина и кривизна способствовали нанесению мощного рубящего удара. Со временем боевое значение тати утратилось, и этот меч использовался в качестве церемониального или парадного оружия;
  • Ногати являлся огромным мечом с длиной клинка от метра и более. Встречались мечи с трёхметровым лезвием. Разумеется, что таким оружием-монстром невозможно было управляться одному человеку. Его брали несколько самураев и рубили конные войска. Стандартными ногати вооружались самые сильные воины, которые, как правило, являлись телохранителями своего господина;
  • Танто или короткий меч. Несмотря на то, что сейчас танто считается ножом, его название явно указывает, что это разновидность меча. Чаще всего танто использовали для пробивания доспехов или добивания раненого противника.

Меч катана и его разновидности носились на поясе или за спиной (самые длинные клинки). Для крепления использовался шёлковый шнур сагео, который мог использоваться для связывания врага или иных целей (особенно изобретательно использовали сагео ниндзя). Если меч носился за спиной, то для этого применялись ножны особой конструкции.

Катана – сильные и слабые стороны этого меча

Существует множество мифов, касающихся качества самурайских мечей:

  • Катана сделана из стали, которая проковывается десятки тысяч раз, приобретая при этом качества настоящей дамасской стали. На самом деле сталь, которую добывали в Японии, никогда не обладала выдающимися характеристиками. Для придания необходимой твёрдости её приходилось проковывать несколько тысяч раз. В результате этого и получались многослойные клинки, которые не имели ничего общего с дамасскими сталями;
  • Катана с лёгкостью рубит любой материал, будь то плоть или железо. На самом деле, японские доспехи никогда не обладали особой прочностью, поэтому разрубить их не составляло особого труда;
  • Клинок катаны с лёгкостью мог перерубить европейский меч. Данная ситуация сама по себе абсурдна. Европейский меч предназначался для пробивания тяжёлых железных доспехов, а катана – для точных ударов. Если европейские рыцари могли блокировать удары мечами, самураи уклонялись от ударов, так как один единственный удар по мечу мог выщербить режущую кромку меча. Техника мечевого боя самураев кардинально отличалась от боя рыцарей.

Скорее всего, миф о качестве японских мечей произошёл от того, что катана легко перерубала лёгкие шпаги европейцев, у которых в эту эпоху уже не было тяжёлых мечей.

Часто можно услышать мнение, что катаной можно как рубить, так и наносить эффективные колющие удары. На самом деле колоть катаной достаточно неудобно. Её форма подчёркивает, что главное её предназначение – это рубка. Конечно, существуют самурайские мечи, способные разрубить железо, но это единичные экземпляры. Если сравнивать их с общим количеством европейских мечей, способных на такой же подвиг, то сравнение получится не в пользу катаны.

Слабые стороны клинка самурайского меча заключались в следующем:

  • Так как катана не предназначена для фехтования, главной её слабостью является хрупкость;
  • Обладая большой твёрдостью, клинок катаны может легко сломаться от удара в плоскость клинка, поэтому в бою самураи тщательно берегли своё оружие, которое могло стоить годового дохода крупной деревни;
  • Кстати, клинок катаны можно было сломать, ударив по его плоской стороне нунчаками.

Из каких частей состоит самурайский меч

Любой самурайский меч, вне зависимости от размеров, состоит из следующих частей:

  • Непосредственно сам клинок катаны, который вставляется и вынимается из рукояти при помощи специальных бамбуковых клиньев;
  • Рукоять, размеры которой зависят от вида самурайского меча и личных предпочтений владельца;
  • Гарда, она же цуба, несущая больше декоративную роль, чем защитную;
  • Оплётка рукояти. Для этого использовали шёлковый шнур, который наматывался на рукоять по особой схеме;
  • Для фиксации меча в ножнах служила муфта хабаки.

Устройство меча достаточно простое, но требует очень тщательной подгонки деталей.

Вакидзаси – напарник катаны

Короткий меч вакидзаси носился в паре с катаной. Его общая длина составляла 50-80 сантиметров, из них 30-60 приходилось на клинок. Своим видом вакидзаси полностью копировал катану, только держали его одной рукой (хотя в случае необходимости можно было применять двуручный хват). Для торговцев и ремесленников вакидзаси был главным оружием и носился в паре с танто.

Самураи пользовались коротким мечом в замках или тесной схватке, когда для длинного меча не было простора. Хотя считается, что катана и вакидзаси — это боевой набор, чаще всего самураи носили их в мирное время. На войну брался более серьёзный меч – тати, который помимо длины, был ещё родовым оружием. Вместо вакидзаси использовали танто, который прекрасно пробивал доспехи противника в ближнем бою.

Так как часто вакидзаси оставался единственным доступным воину оружием (так как при входе в чужой дом в качестве гостя, самурай в обязательном порядке снимал катану). В связи с этим, искусству владения коротким мечом уделялось много времени. Некоторые кланы даже практиковали бой с катаной в одной руке, а вакидзаси в другой. Искусство боя с оружием в каждой руке встречалось достаточно редко и для противника чаще всего являлось полной неожиданностью.

Вакидзаси самурай носил в повседневной жизни почти всегда. Данный меч часто называли «Хранитель достоинства и чести», так как он постоянно был под рукой.

Как правильно носить катану

Японский меч носится с левой стороны (для левши допускается носить его справа) в специальных ножнах. Ножны удерживаются поясом, который называется оби. Катана носится в таком положении, что её лезвие направлено вверх. Такое положение меча позволяет вытащить его и нанести смертельный удар одним движением (сейчас существует такое боевое искусство как йайдо, где оттачивается именно такая техника).

При появлении угрозы или в окружении недоброжелателей самурай брал катану в ножнах в левую руку, чтобы в случае опасности мгновенно достать её правой рукой. Если же он хотел показать своё доверие к собеседнику, то катана держалась в правой руке. Когда самурай садился, катана ложилась в пределах досягаемости (если она не сдавалась при входе в чужой дом).

Техника боя катаной

Хотя формально катана считается мечом (даже двуручным), по принципу своего действия это скорее сабля. Не стоит думать, что японскими мечами фехтовали, как показывают в современных фильмах. Настоящий самурай должен был убить врага одним единственным ударом. Это вовсе не прихоть, а необходимость беречь дорогостоящие клинки, так как достать новый было достаточно проблематично.

Длинный клинок самурайского меча позволял совершать широкий диапазон различных ударов. Так как катана чаще всего держалась двумя руками, одним ударом можно было не только отрубить голову или конечность, но и разрубить противника пополам.

В бою с использованием катаны существует три основные стойки:

  1. Дзедан – верхняя стойка;
  2. Чудан – стойка на среднем уровне;
  3. Гэдан – стойка нижнего уровня.

Для боя с использованием самурайского меча нужно учитывать и анализировать все движения противника и понимать его стиль ведения боя. В соответствие с этим, следует планировать свои атаки, причём осуществление должно следовать как можно быстрее.

Сейчас, когда японское фехтование (кэндо и йайдо) достаточно популярно, несложно найти секцию, где занимаются этим увлекательным видом спорта. Несколько подобных школ в Японии ведут свою родословную от самурайских клановых школ эпохи средневековья. В период запрета на ношение мечей многие школы исчезли, но некоторым удалось сохранить древние традиции владения мечом до наших дней.

Как достигалась такая острота клинка катаны

Хотя японский металл был достаточно низкого качества, техника ковки, применяемая кузнецами Японии, позволяла ковать клинки отличного качества. Благодаря множеству слоёв, получаемых в процессе ковки, острота катаны была на высоте. Зонная закалка и тщательная полировка придавали лезвию ещё более выдающиеся качества.

Сейчас в любом сувенирном магазине можно купить копию самурайского меча, который годится только для украшения интерьера. Настоящие катаны стоят достаточно дорого. Если вы хотите приобрести недорогую, но качественную реплику японского меча, закажите его у кузнеца, который работает по старинной технологии.

Японский меч - клинковое однолезвийное рубяще-режущее оружие, произведённое по традиционной японской технологии из многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.
Попробуем немного разобраться в многообразии японских мечей.

По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален и обусловлен применением железного песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железного песка добывается сталь.
Изгиб меча (сори), выполняемый в разных вариантах, не случаен: он сформировался в процессе многовековой эволюции оружия данного вида (одновременно с изменениями в снаряжении самурая) и постоянно варьировался до тех пор, пока в конце концов не была найдена совершенная форма, представляющая собой продолжение слегка изогнутой руки. Изгиб получается отчасти и из-за особенностей термической обработки: при дифференцированной закалке режущая часть меча растягивается больше, нежели задняя.
Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцировано. Зачастую клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твердость 60 по Роквеллу, а задней части меча - лишь 40 единиц.

Дай-сё
Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») - пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто - более 66 см, длина сёто - 33-66 см Дайто служил основным оружием самурая, сёто - дополнительным оружием.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати - длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной - вакидзаси.
Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто).Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом - бережно следили за его состоянием, держали возле себя даже во время сна. Другие классы могли использовать для ношения только вакидзаси или танто. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.

Катана
Катана (яп. 刀) - длинный японский меч. В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана - японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) - то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».
Катану и вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (оби) под таким углом, который скрывает от противника длину лезвия. Это - принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто - деревянный меч.

Вакидзаси
Вакидзаси (яп. 脇差) - короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка - от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.
Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану, и вакидзаси одновременно.
В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обряда сэппуку.

Тати
Тати (яп. 太刀) - длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати - как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.
Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
Другое название этого меча - дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч») - в западных источниках иногда ошибочно читают, как «дайкатана». Ошибка происходит из-за незнания о разнице между онным и кунным чтением иероглифов в японском языке; кунное чтение иероглифа 刀 - «катана», а онное чтение - «то:».

Танто
Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») - кинжал самурая.
«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по-японски - хамоно (яп. 刃物 хамоно)).
Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах.
Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).
Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера».
Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны - собственно, это кинжал. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того, танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.
Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.

Одати
Одати (яп. 大太刀, «большой меч») - один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀, «полевой меч»), означает другой тип меча, но часто ошибочно используется вместо одати.
Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати - это мечи с клинками 1,6 - 1,8 метров.
Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин 1615 года (битва между Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри - сыном Тоётоми Хидэёси).
Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.
Одати более не использовались по прямому назначению, но всё ещё были ценным даром в период Синто («новых мечей»). Это стало их главным назначением. По причине того, что их изготовление требует высочайшего мастерства, было признано, что почтение, внушаемое их появлением, соответствует молитве богам.

Нодати
Нодати (яп. 野太刀 «полевой меч») - японский термин, относящийся к большому японскому мечу.Основной причиной того, что использование таких мечей не было повсеместным было то, что клинок значительно труднее выковать, чем клинок меча обычной длины. Этот меч носили за спиной из-за его больших размеров. Это было исключением, потому что другие японские мечи, такие как катана и вакидзаси носили заткнутым за пояс, а тати подвешивался лезвием вниз. Однако нодати не выхватывали из-за спины. Из-за своей большой длины и веса, он был очень сложным оружием.
Одним из назначений Нодати была борьба со всадниками. Часто он используется вместе с копьем, потому что с длинным лезвием он был идеальным для поражения противника и его коня одним махом. Из-за своего веса он не мог применяться везде с легкостью и, как правило, отбрасывался, когда начинался ближний бой. Меч одним ударом мог поразить сразу несколько вражеских солдат. После использования нодати самураи применяли для ближнего боя более короткую и удобную катану.
Сефирот с мечом нодати "Масамунэ"

Кодати
Кодати (яп. 小太刀) - буквально переводимое как «маленький тати», это японский меч, бывший слишком коротким, чтобы считаться дайто (длинным мечом) и слишком длинным, чтобы быть кинжалом. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать им. Он мог применяться там, где движения были стеснены или при атаке плечом к плечу. Так как этот меч был короче 2-х сяку (около 60 см), он был разрешён в период Эдо к ношению не самураями, обычно торговцами.
Кодати похож по длине на вакидзаси, и хотя их клинки значительно различаются по конструкции, кодати и вакидзаси настолько похожи по технике использования, что эти термины иногда (ошибочно) используются один взамен другого. Главное отличие между тем и другим состоит в том, что кодати (обычно) шире чем вакидзаси. Кроме того, кодати, в отличие от вакидзаси всегда носился в специальной перевязи изгибом вниз (как тати), в то время как вакидзаси носили заткнутым за оби изгибом клинка вверх. В отличие от других видов японского оружия, вместе с кодати обычно не носили никакого другого меча.

Кайкэн
Кайкэн (яп. 懐剣, до реформы правописания квайкэн, также футокоро-гатана) - кинжал, носимый мужчинами и женщинами самурайского класса в Японии, разновидность танто. Кайкэны использовались для самообороны в помещении, где длинные катаны и средней длины вакидзаси были менее удобны и эффективны, чем короткие кинжалы. Женщины носили их в поясе-оби для самозащиты или (редко) для самоубийства (дзигая). Можно было носить их и в парчовом мешочке с затягивающимся шнурком, позволявшим быстро достать кинжал. Кайкэн входил в число свадебных подарков женщине. В настоящее время он является одним из аксессуаров традиционной японской брачной церемонии: невеста берёт кайкэн, чтобы ей сопутствовала удача.

Нагината
Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, дословный перевод - «длинный меч») - японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов.

Бисэнто
Бисэнто (яп. 眉尖刀 бисэнто:) - японское холодное оружие с длинной рукоятью, редкая разновидность нагинаты.
Бисэнто отличается от нагинаты бо́льшим размером и другим стилем обращения. Этим оружием работают обязательно с широким хватом, задействуя оба конца, при том, что ведущая рука должна находиться около гарды.
Есть и преимущества стиля борьбы с бисэнто над стилем борьбы с нагинатой. В бою спинка клинка бисэнто, в отличие от катаны, может не только отбивать и отводить удар, но и надавливать, и контролировать. Бисэнто тяжелее катаны, поэтому его рубящие удары в большой степени проносные, чем фиксированные. Они наносятся со значительно большим размахом. Несмотря на это, бисэнто может с лёгкостью отрубить голову как человеку, так и лошади, что с нагинатой сделать не так просто. Вес меча играет роль как в пробивном, и в толчковом свойстве.
Есть мнение, что идею этого оружия, японцы взяли у китайских мечей.

Нагамаки
Нагамаки (яп. 長巻 - «длинная обёртка») - японское холодное оружие, состоящее из древковой рукояти с большим наконечником. Было популярно в XII-XIV веках. Было схоже с совней, нагинатой или глевией, но отличалось тем, что длины рукояти и наконечника были примерно равны, что позволяет его классифицировать, как меч.
Нагамаки - оружие, изготовлявшееся в различных масштабах. Обычно полная длина составляла 180-210 см, наконечник - до 90-120 см. Лезвие имелось только с одной стороны. Рукоять нагамаки обматывалась шнурами в перекрещенной манере, наподобие рукояти катаны.
Это оружие применялось в периоды Камакура (1192-1333), Намбоку-тё (1334-1392) и в период Муромати (1392-1573) достигло наибольшей распространённости. Также его использовал Ода Нобунага.

Цуруги
Цуруги (яп. 剣) - японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).
Использовался как боевой в VII-IX веках, до появления односторонних изогнутых мечей тати, впоследствии - в церемониальных и религиозных целях.
Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.

Тёкуто
Тёкуто (яп. 直刀 тёкуто:, «прямой меч») - это общее название древнего типа мечей, которые появились у японских воинов примерно в II-IV веке нашей эры. Точно неизвестно, появился ли тёкуто в Японии или был вывезен из Китая; считается, что в Японии клинки копировались с иностранных образцов. Поначалу мечи отливались из бронзы, впоследствии их начали ковать из единого куска низкокачественной (другой тогда не было) стали при помощи довольно примитивной технологии. Как и западные аналоги, тёкуто был предназначен в первую очередь для колющих ударов.
Характерными особенностями тёкуто был прямой клинок и односторонняя заточка. Наиболее распространенными были два вида тёкуто: кадзути-но-цуруги (меч с молотовидной головкой) имел эфес с овальной гардой, оканчиваю*щийся медной головкой в форме луковицы, а кома-но-цуруги («корейский меч») имел эфес с головкой в форме кольца. Длина мечей составляла 0,6-1,2 м, но чаще всего была 0,9 м. Меч носили в ножнах, покрытых листовой медью и украшенных перфорированными узорами.

Син-гунто
Син-гунто (1934) - японский армейский меч, созданный для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Это оружие повторяло форму боевого меча тати, как в оформлении (аналогично тати, син гунто носился на портупее лезвием вниз и в его конструкции применялся колпачок рукояти кабуто-ганэ, вместо касиро, принятого на катанах), так и в приемах обращения с ним. В отличие от мечей тати и катана, изготавливавшихся кузнецами-оружейниками индивидуально по традиционной технологии, син-гунто массово производился фабричным способом.
Син-гунто был очень популярен и пережил несколько модификаций. В последние годы Второй мировой войны они в основном были связаны со стремлением уменьшить затраты на производство. Так, рукояти мечей для младших армейских чинов изготавливали уже без оплетки, а иногда и вовсе из штампованного алюминия.
Для морских чинов в 1937 году был введен свой военный меч - кай-гунто. Он представлял вариацию на тему син-гунто, но отличался оформлением - оплётка рукояти коричневая, на рукояти черная кожа ската, ножны всегда деревянные (у син-гунто - металлические) с черной отделкой.
После окончания Второй мировой войны большая часть син-гунто была уничтожена по приказу оккупационных властей.
Ниндзято, синобигатана(вымышленный)
Ниндзято (яп. 忍者刀 ниндзято:), так же известен как ниндзякэн (яп. 忍者刀) или синобигатана (яп. 忍刀) - меч, которым пользовались ниндзя. Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати. Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу(гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай, а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны так же был мощный режущий удар.

Сикомидзуэ
Сикомидзуэ (яп. 仕込み杖 Shikomizue) - оружие для "скрытой войны". В Японии его использовали ниндзя. В наше время этот клинок часто появляется в кинофильмах.
Сикомидзуэ представлял собой деревянную или бамбуковую трость со скрытым клинком. Лезвие сикомидзуэ могло быть прямым или немного выгнутым, потому что трость должна была точно повторять все изгибы клинка. Сикомидзуэ мог быть и длинным мечом, и коротким кинжалом. Поэтому длина трости зависела от длины оружия.

Дзанбато, замбато, чжаньмадао
Японское чтение иероглифов чжаньмадао - дзамбато (яп. 斬馬刀 дзамбато:) (также дзаммато), однако неизвестно, применялось ли такое оружие в Японии в действительности. Тем не менее, дзамбато упоминается в некоторых современных японских произведениях массовой культуры.
Чжаньмадао или мачжаньдао (кит. 斬馬刀, пиньинь zhǎn mǎ dāo, буквально «меч, чтобы рубить коней») - китайская двуручная сабля с широким и длинным клинком, использовался пехотинцами против кавалерии во времена династии Сун (упоминание о мачжаньдао присутствует, в частности, в "Жизнеописании Юэ Фэя" династийной истории "Сун ши"). Тактика применения мачжаньдао, согласно данным "Сун ши", приписывается знаменитому военачальнику Юэ Фэю. Пехотные отряды, имевшие на вооружении мачжаньдао, действовавшие перед построением основной части войск в рассыпном строю, старались с его помощью перерубить ноги вражеским лошадям. Аналогичная тактика применялась и в 1650-х годах войсками Чжэн Чэнгуна в боях с цинской конницей. Некоторые иностранные исследователи утверждают, что сабля мачжаньдао применялась также монгольской армией Чингисхана.

Японских самураев был меч. Но только ли мечами они дрались? Наверное, будет интересно познакомиться с их арсеналом в деталях, чтобы лучше представлять себе традиции древнего японского военного искусства.

Начнем со сравнения арсенала японского самурая с арсеналом средневекового рыцаря из Западной Европы. Разница и в количестве, и качестве их образцов сразу же бросится в глаза. Арсенал самурая прежде всего окажется намного богаче. Кроме того, многие образцы оружия окажутся практически несопоставимыми с европейскими. Кроме того, то, что мы считаем истиной, на самом деле очень часто всего лишь очередной миф. Например, о том, что меч это «душа самурая», наслышаны все, поскольку писали об этом не один раз. Однако был ли он у них главным оружием и если «да», то всегда ли так было? Вот меч у рыцаря - да, действительно, символом рыцарства являлся всегда, но с мечом самурая все далеко не так однозначно.


Во-первых, это не меч, а сабля. Мы просто по традиции называем самурайский клинок мечом. А во-вторых, главным его оружием он был далеко не всегда! И вот тут лучше всего будет вспомнить… легендарных мушкетеров Александра Дюма! Называли их так потому, что главным их оружием являлся тяжелый фитильный мушкет. Однако герои романа пользуются им разве что во время обороны бастиона Сен-Жерве. В остальных главах романа они обходятся шпагами. Это и понятно. Ведь именно меч, а затем и его облегченная версия - шпага являлись в Европе символами рыцарства и принадлежности к дворянскому сословию. Причем собственно шпагу в Европе мог носить даже крестьянин. Купил - и носи! Но вот чтобы ей владеть, нужно было долго учиться! А позволить себе это могли только дворяне, но никак не крестьяне. Зато воевали мушкетеры отнюдь не шпагами, и точно также обстояло дело и с японскими самураями. Меч среди них стал особенно популярен в годы… мира, то есть в эпоху Эдо, после 1600 года, когда из боевого оружия он превратился в символ самурайского сословия. Воевать самураям стало не с кем, работать было ниже их достоинства, вот они и занялись тем, что начали оттачивать своё фехтовальное искусство, открывать фехтовальные школы - одним словом культивировать искусство древности и всячески его пропагандировать. В реальном же бою самураи мечами, конечно, тоже пользовались, но вначале делали это только в крайнем случае, а до того использовали лук!

Подобно французским дворянам самураи и в дни мира и в дни войны не расставались со своими мечами и даже косо брошенный взгляд рассматривали как оскорбление! Ксилография Утагава Кунисада (1786 - 1865).

В древних японских стихах говорилось: «Лук и стрелы! Лишь они счастья всей страны оплот!» И эти строки наглядно показывают, насколько важно для японцев было именно кюдо - искусство стрельбы из лука. Лишь знатный воин в древней Японии мог стать лучником. Его так и звали юми-тори - «держатель лука». Лук - юми и стрела я - были у японцев священными оружием, а выражение «юмия-но мити» («путь лука и стрел») было синонимом слова «бусидо» и означало то же самое - «путь самурая». Даже сугубо мирное выражение «семья самурая» и то в буквальном смысле при переводе его с японского языка означает «семья лука и стрел», а китайцы в своих хрониках называли японцев «Большой лук».


Фрагмент свитка "Хэйдзи-но Ран" изображает всадника в белом о-ёрой, вооруженного луком и мечом. Свиток создан в начале XIV в.

В «Хэйкэ моногатари» («Сказание о Хэйкэ»), известных японских военных хрониках XIV в., например, сообщается как в 1185 году, во время битвы у Ясима, полководец Минамото-но Куро Ёсицунэ (1159 - 1189) отчаянно сражался, чтобы вернуть лук, который он случакйно уронил в воду. Воины противника пытались вышибить его из седла, его собственные воины молили забыть о такой мелочи, но он бесстрашно бился с первыми, а на вторых не обращал внимания. Лук он достал, но его ветераны начали открыто возмущаться подобным безрассудством: «Это было ужасно, господин. Ваш лук может стоить тысячу, десять тысяч золотых, но разве он стоит того, чтобы подвергать риску вашу жизнь?»

На что Ёсицунэ ответил так: «Дело не в том, что я не хотел расставаться со своим луком. Если бы у меня был лук, подобный луку моего дяди Тамэтомо, который могли натянуть только два, а то и три человека, я, быть может, даже намеренно оставил бы его врагу. Но мой лук плохой. Если бы враги узнали, что это я владел им, они бы смеялись надо мной: «Посмотрите, и это лук полководца Минамото Куро Ёсицунэ!» Я не хотел бы этого. Поэтому я рисковал жизнью, чтобы вернуть его».

В «Хоган моногатари» («Сказание об эпохе Хоган»), где рассказывается о военных действиях 1156 года, о Тамэтомо (1149 - 1170), дяде Ёсицунэ, сказано как о лучнике настолько сильном, что враги, взяв его в плен, выбили ему долотом руки из суставов, чтобы лишить возможности стрелять из лука в будущем. Звание «лучника» было почетным титулом для любого отличившегося самурая даже тогда, когда на смену луку пришли меч и копье. Например, военачальник Имагава Ёсимото (1519 - 1560) удостоился прозвища «Первого лучника Восточного моря».

Свои луки японцы выделывали из бамбука, при этом отличие от луков у других народов, тоже применявших для этого бамбук, они были очень большого размера и при этом еще и асимметричными, так как считалось, что с таким воину будет более удобно прицеливаться и стрелять. Причем особенно удобен такой лук был для стрельбы с коня. Длиной юми обычно превосходит английские «длинные луки», так как достигает нередко 2,5 метра длины. Известны случаи, что были луки и еще длиннее. Так, у легендарного лучника Минамото (1139 - 1170) лук имел длину 280 см. Иногда луки делали настолько сильными, что одним человеку не мог их натянуть. Например, юми, предназначающиеся для морских сражений, должны были натягивать сразу семь человек. Современный японский лук, как и в древние времена, делают, из бамбука, древесины разных и волокон ротанговой пальмы. Обычная дистанция прицельного выстрела составляет 60 метров, ну в руках мастера такое оружие способно послать стрелу и на 120 метров. На некоторых луках (на одном из концов) японцы укрепляли наконечники, словно у копий, что позволяло этому виду оружия, которое называлось юми-яри («лук-копье») совмещать в себе функции лука и копья.


Родовая стрела и футляр для нее.

Древки стрел выделывались из полированного бамбука или ивы, а оперение - из перьев. Наконечник ядзири нередко представлял собой настоящее произведение искусства. Делали их специальные кузнецы, причем нередко свои наконечники они подписывали. Формы их могли быть различными, например, очень популярными были раздвоенные луновидные наконечники. У каждого самурая в колчане была особая «родовую стрелу», на которой было написано его имя. По ней узнавали убитого на поле боя так же, как в Европе это делали по гербу на щите, а победитель забирал её в качестве трофея. Цуру - тетива лука - делалась из растительных волокон и натиралась воском. Каждый лучник имел при себе еще и запасную тетиву - гэн, которую клали в колчан или наматывали на специальное кольцо-катушку цурумаки, висевшую на поясе.


Катакура Кадэтуне - самурай в черном доспехе о-ёрой и с таким же черным луком с характерной оплеткой. На поясе катушка для запасной тетивы. Заспинный флаг сасимоно изображает буддийский колокол. Городской музей Сэндай.

Многое кюдо, по европейским понятиям, лежит за рамками разумного понимания действительности и недоступно для человека с западной ментальности. Так, например, до сих считается, что стрелок в этом наполовину мистическом искусстве играет лишь только роль посредника, а сам выстрел осуществляется как бы и без его прямого участия. При этом сам выстрел разделяли на четыре стадии: приветствие, подготовка к прицеливанию, прицеливание и пуск стрелы (причем последний мог быть произведен стоя, сидя, с колена). Самурай мог стрелять, даже сидя верхом на коне, причем не из стационарного положения, а на всем скаку, как и древние скифы, монголы и североамериканские индейцы!


Родовая стрела (слева) и две гарды цуба справа.

По правилам воин буси получал стрелу и лук от своего оруженосца, вставал с места и, принимал соответствующую позу, демонстрирующую его достоинство и полный самоконтроль. Дышать при этом требовалось определенным образом, чем достигалось «спокойствия духа и тела» (додзикури) и готовность к выстрелу (югумаэ). Затем стрелок становился к цели левым плечом, с луком в левой руке. Ноги полагалось расставить на длину стрелы, после чего стрелу клали на тетиву и удерживали ее пальцами. Тем временем, расслабив мускулы на руках и на груди, самурай поднимал лук над головой, и натягивал тетиву. Дышать в этот момент нужно было животом, что позволяло мускулатуре расслабиться. Затем производился сам выстрел - ханарэ. Все свои физические и душевные силы самурай должен был сконцентрировать на «великой цели», стремлении к одной цели - соединиться с божеством, но отнюдь не на желании попасть в цель и не на самой мишени. Произведя выстрел, стрелок затем опускал лук и спокойно шел на свое место.


Перчатки для стрельбы из лука.

Со временем юми превратился из оружия благородного всадника в оружие простого пехотинца, но и тогда он не потерял уважения к себе. Даже появление огнестрельного оружия не умалило его значения, так как лук был более скорострельным и надежным, чем примитивные, заряжающиеся с дула аркебузы. Японцы знали арбалеты, в том числе и китайские, многозарядные докю, но большого распространения они в их стране не получили.

Кстати, лошадей и всадников специально обучали умению переплывать реки с бурным течением, причем они при этом должны были стрелять из лука! Поэтому лук покрывали лаком (обычно черным) и к тому же окрашивали. Короткие луки, аналогичные монгольским, японцам также были хорошо известны, и они их использовали, но затруднялось это тем, что буддисты в Японии испытывали отвращение к таким вещам, как копыта, жилы и рога убитых животных и не могли их касаться, а без этого изготовить короткий, но достаточно мощный лук просто невозможно.

А вот в Западной Европе феодалы лук за боевое оружие не признавали. Уже древние греки считали лук оружием труса, а римляне называли его «коварным и ребячливым». Карл Великий требовал от своих воинов носить лук, издавал соответствующие капитулярии (указы), однако мало в этом преуспел! Спортивный снаряд для тренировки мышц - да, охотничье оружие - добывать себе пропитание в лесу, сочетая приятное времяпрепровождение с полезным делом - да, но воевать с луком в руках против других таких же рыцарей, как и он сам - да Боже упаси! Причем луки и арбалеты в европейских армиях использовали, но… набирали для этого простолюдинов: в Англии - йоменов-крестьян, во Франции - генуэзских арбалетчиков, а в Византии и государствах крестоносцев в Палестине - мусульман-туркопулов. То есть в Европе главным оружием рыцаря изначально был обоюдоострый меч, а лук считался оружием недостойным благородного воина. Более того, лучникам-всадникам в европейских армиях запрещалось стрелять с коня. С благородного животного, каким считался конь, нужно было сначала сойти, а уж после этого браться за лук! В Японии же было наоборот - именно лук с самого начала оружием являлся благородных воинов, а меч служил для самозащиты в ближнем бою. И только когда войны в Японии прекратились, а стрельба из лука по большому счету потеряла всякий смысл, на первое место в арсенале самурая как раз и вышел меч, по сути дела, ставший к этому времени аналогом европейской шпаги. Конечно не по своим боевым характеристикам, а по той роли, которую он играл в тогдашнем японском обществе.

И с копьями дело обстояло примерно также! Ну зачем воину копье, когда к его услугам мощный и дальнобойный лук?! Зато когда копья в Японии стали популярным оружием их типов стало так много, что просто поражает. Хотя в отличие от западноевропейских рыцарей, использовавших копья с самого начала своей , в Японии они получили только в середине XIV века, когда пехотинцы начали применять их против всадников-самураев.


Сэндзаки Ягоро Нориясу - один из 47 верных ронинов, бегущий с копьем в руке. Ксилография Утагава Куниёси (1798 - 1861)

Длина копья японского пехотинца яри могла быть от 1,5 до 6,5 м. Обычно это было копье с обоюдоострым наконечником хо, однако известны копья и сразу с несколькими остриями, с крючьями и лунообразными клинками, прикрепленными к наконечнику и отведенными от него в стороны.


Редчайшее копье курадаси яри кузнеца Мумэи. Эпоха Эдо, примерно 1670 г. Рядом с ним футляр соответствующей формы.

Пользуясь копьем яри, самурай наносил удар правой рукой, стараясь проткнуть доспехи противника, а левой просто удерживал его древко. Поэтому оно всегда покрывали лаком, и гладкая поверхность позволяла его легко вращать в ладонях. Затем, когда появились длинные яри, ставшие оружием против конницы, их стали использовать скорее уже как ударное оружие. Такими копьями обычно были вооружены пешие воины асигару, напоминавшие древнюю македонскую фалангу с длинными пиками, уставленными одна к одной.


Наконечник копья яри и футляр к нему.


Ну а если наконечник копья ломался, то его не выбрасывали, а превращали вот в такой изящный кинжал танто-яри.

Формы наконечников различались, как и их длина, из которых самые длинные достигали 1 м. В середине периода Сэнгоку древко яри удлинилось до 4 м, но всадникам было удобнее управляться копьями с короткими древками, а самые длинные яри так и остались оружием пехотинцев асигару. Другим интересным видом древкового оружия типа боевых вил была сасумата содзе гарама или футомата-яри с металлическим наконечником наподобие рогатки, заточенной изнутри. Она часто использовалась самураями-полицейскими для того, чтобы задерживать злоумышленников, вооруженных мечом.


Сасумата содзе гарама

Придумали в Японии и нечто, напоминающее садовый трезубый рыхлитель и называвшийся кумадэ («медвежья лапа»). На его изображениях можно часто увидеть цепь, обмотанную вокруг древка, которая должно быть прикреплялась к запястью или к доспехам, чтобы оно не потерялось в бою. Использовалась эта оружейная диковинка при штурме замков, во время абордажа, а вот в полевом бою с ее помощью можно было зацепить вражеского воина за рога-кувагата на шлеме или за шнуры на доспехах и стащить с коня или со стены. Другой вариант «медвежьей лапы» и вовсе представлял собой палицу с растопыренными пальцами руки, причем целиком и полностью изготовленной из металла!


Булава кумадэ представляет собой яркое слияние двух стилей китайского и японского островного оружия.

Полицейские применяли также и содэ-гарами («запутанный рукав»), оружие с расходящимися в стороны от древка крюками, которым они зацеплялись за рукава преступника, чтобы тот не мог воспользоваться своим оружием. Способ работы с ним прост до гениальности. Достаточно приблизиться к противнику и с силой ткнуть него наконечником содэ-гарами (при этом будут ли причинены ему увечья или нет, значения не имеет!), чтобы его крючья с загнутыми, словно рыболовные крючки концами, впились ему тело.


Наконечник содэ-гарами.

Именно таким вот образом и пленили убийц, грабителей и буйных гуляк во времена Эдо. Ну, а в бою содэ-гарами старались зацепить противника за шнуровку на доспехах и стянуть с коня на землю. Так что наличие на японских доспехах большого количества шнуров представляло «палку о двух концах». В определенных случаях для их обладателя оно было просто смертельно опасно! На флоте тоже применяли нечто, ему подобное, - абордажный крюк ути-каги.

Похожие статьи