Как сдать нормы ГТО — порядок действий и преимущества выполнения программы. Готовимся к труду и обороне! ГТО в школе. Это обязательно? Комплекс гто нормативы

по выполнению видов испытаний (тестов), входящих

во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс

«Готов к труду и обороне» (ГТО)

Выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – комплекс ГТО) проводится в соревновательной обстановке в центрах тестирования. На этапах подготовки и выполнения нормативов комплекса ГТО осуществляется медицинский контроль.

Для того чтобы участники могли полностью реализовать свои способности, необходимо выбрать целесообразную последовательность проведения тестирования. Она заключается в необходимости начать тестирование с наименее энергозатратных видов испытаний (тестов) и предоставлении участникам достаточного периода отдыха между выполнением нормативов.

Перед тестированием участники выполняют индивидуальную или общую разминку под руководством инструктора, педагога (тренера-преподавателя) или самостоятельно. Одежда и обувь участников – спортивная.

Во время проведения тестирования обеспечиваются необходимые меры техники безопасности и сохранения здоровья участников.


Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются две параллельные линии – «Старт» и «Финиш».

Участники, не наступая на стартовую линию, принимают положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомеров) участники бегут до финишной линии, касаются линии рукой, возвращаются к линии старта, касаются ее и преодолевают последний отрезок без касания линии финиша рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш». Участники стартуют по 2 человека.

Бег проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твердым покрытием. Бег на 30 м выполняется с высокого старта, бег на 60 и 100 м – с низкого или высокого старта. Участники стартуют по 2 – 4 человека.

Бег на выносливость проводится по беговой дорожке стадиона или любой ровной местности. Максимальное количество участников забега – 20 человек.

Смешанное передвижение состоит из бега, переходящего в ходьбу в любой последовательности.

Проводится по беговой дорожке стадиона или любой ровной местности. Максимальное количество участников забега – 20 человек.

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в соответствующем секторе для прыжков. Место отталкивания должно обеспечивать хорошее сцепление с обувью. Участник принимает исходное положение (далее – ИП): ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией измерения. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками разрешен.

Измерение производится по перпендикулярной прямой от линии измерения до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.

1) заступ за линию измерения или касание ее;

2) выполнение отталкивания с предварительного подскока;

3) отталкивание ногами разновременно.

Прыжок в длину с разбега выполняется в соответствующем секторе для прыжков.

Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.

Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине выполняется из ИП: вис лежа лицом вверх хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см.

Высота грифа перекладины для участников I – III ступеней – 90 см. Высота грифа перекладины для участников IV – IX ступеней – 110 см.

Для того чтобы занять ИП, участник подходит к перекладине, берется за гриф хватом сверху, приседает под гриф и, держа голову прямо, ставит подбородок на гриф перекладины. После чего, не разгибая рук и не отрывая подбородка от грифа, шагая вперед, выпрямляется так, чтобы голова, туловище и ноги составляли прямую линию. Помощник судьи подставляет опору под ноги участника. После этого участник выпрямляет руки и занимает ИП. Из ИП участник подтягивается до пересечения подбородком грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 с ИП, продолжает выполнение упражнения.

Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний, фиксируемых счетом судьи.

1) подтягивания с рывками или с прогибанием туловища;

Подтягивание из виса на высокой перекладине выполняется из ИП: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе.

Участник подтягивается так, чтобы подбородок пересек верхнюю линию грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 с ИП, продолжает выполнение упражнения. Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний.

1) подтягивание рывками или с махами ног (туловища);

2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;

3) отсутствие фиксации на 0,5 с ИП;

4) разновременное сгибание рук.

Для тестирования используются гири весом 16 кг. Контрольное время выполнения упражнения – 4 мин. Засчитывается суммарное количество правильно выполненных подъемов гири правой и левой рукой.

Тестирование проводятся на помосте или любой ровной площадке размером 2×2 м. Участник обязан выступать на соревнованиях в спортивной форме, позволяющей судьям определять выпрямление работающей руки и разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах.

Рывок гири выполняется в один прием, сначала одной рукой, затем без перерыва другой. Участник должен непрерывным движением поднимать гирю вверх до полного выпрямления руки и зафиксировать ее. Работающая рука, ноги и туловище при этом должны быть выпрямлены. Переход к выполнению упражнения другой рукой может быть сделан один раз. Для смены рук разрешено использовать дополнительные замахи.

Участник имеет право начинать упражнение с любой руки и переходить к выполнению упражнения второй рукой в любое время, отдыхать, держа гирю в верхнем, либо нижнем положении, не более 5 с. Во время выполнения упражнения судья засчитывает каждый правильно выполненный подъем после фиксации гири не менее чем на 0,5 с.

Запрещено:

1) использовать какие-либо приспособления, облегчающие подъем гири, в том числе гимнастические накладки;

2) использовать канифоль для подготовки ладоней;

3) оказывать себе помощь, опираясь свободной рукой на бедро или туловище;

4) постановка гири на голову, плечо, грудь, ногу или помост;

5) выход за пределы помоста.

1) дожим гири;

2) касание свободной рукой ног, туловища, гири, работающей руки.

Тестирование сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу, может проводится с применением «контактной платформы», либо без нее.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, выполняется из ИП: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры.

Сгибая руки, необходимо коснуться грудью пола или «контактной платформы» высотой 5 см, затем, разгибая руки, вернуться в ИП и, зафиксировав его на 0,5 с, продолжить выполнение тестирования.

Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук.

1) касание пола коленями, бедрами, тазом;

2) нарушение прямой линии «плечи – туловище – ноги»;

3) отсутствие фиксации на 0,5 с ИП;

5) отсутствие касания грудью пола (платформы);

6) разведение локтей относительно туловища более чем на 45 градусов.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется из ИП: упор лежа на гимнастической скамье (сиденье стула), руки на ширине плеч, кисти рук опираются о передний край гимнастической скамьи (сиденья стула), плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры.

Сгибая руки, необходимо прикоснуться грудью к гимнастической скамье (сиденью стула), затем, разгибая руки, вернуться в ИП и, зафиксировав его на 0,5с, продолжить выполнение упражнения.

Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний – разгибаний рук, фиксируемых счетом судьи в ИП.

1) касание пола коленями;

2) нарушение прямой линии “плечи – туловище – ноги”;

3) отсутствие фиксации ИП на 0,5с;

4) поочередное разгибание рук;

5) отсутствие касания грудью гимнастической скамьи (или сиденья стула).

Поднимание туловища из положения лежа выполняется из ИП: лежа на спине на гимнастическом мате, руки за головой, пальцы сцеплены в «замок», лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу.

Участник выполняет максимальное количество подниманий за 1 мин., касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в ИП.

Засчитывается количество правильно выполненных подниманий туловища.

Для выполнения тестирования создаются пары, один из партнеров выполняет упражнение, другой удерживает его ноги за ступни и голени. Затем участники меняются местами.

1) отсутствие касания локтями бедер (коленей);

2) отсутствие касания лопатками мата;

3) пальцы разомкнуты “из замка”;

4) смещение таза.

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из ИП: стоя на полу или гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 – 15 см.

При выполнении испытания (теста) на полу участник по команде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и фиксирует результат в течение 2 с.

При выполнении испытания (теста) на гимнастической скамье по команде участник выполняет два предварительных наклона, скользя пальцами рук по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 с. Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком «-» , ниже – знаком «+».

1) сгибание ног в коленях;

2) фиксация результата пальцами одной руки;

3) отсутствие фиксации результата в течение 2 с.

Для метания теннисного мяча в цель используется мяч весом 57 г.

Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 6 м в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 см. Нижний край обруча находится на высоте 2 м от пола.

Участнику предоставляется право выполнить пять бросков. Засчитывается количество попаданий в площадь, ограниченную обручем.

Для тестирования используются мяч весом 150 г и спортивный снаряд весом 500 г и 700 г.

Метание мяча и спортивного снаряда проводится на стадионе или любой ровной площадке в коридор шириной 15 м. Длина коридора устанавливается в зависимости от подготовленности участников.

Метание выполняется с места или прямого разбега способом «из-за спины через плечо». Другие способы метания запрещены.

Участнику предоставляется право выполнить три броска. В зачет идет лучший результат. Измерение производится от линии метания до места приземления снаряда.

Участники II – IV ступеней выполняют метание мяча весом 150 г, участники V – VII ступеней выполняют метание спортивного снаряда весом 700 и 500 г.

  • Заступ за линию метания;
  • Снаряд не попал в «коридор»;
  • Попытка выполнена без разрешения судьи.

Плавание

Плавание проводится в бассейнах или специально оборудованных местах на водоемах. Разрешено стартовать с тумбочки, бортика или из воды. Способ плавания – произвольный. Пловец должен коснуться стенки бассейна какой-либо частью тела при завершении каждого отрезка дистанции и на финише.

Запрещено:

1) идти либо касаться дна ногами;

2) использовать для продвижения или сохранения плавучести разделители дорожек или подручные средства;

Бег на лыжах на 1, 2, 3, 5 км

Бег на лыжах проводится свободным стилем на дистанциях, проложенных преимущественно на местности со слабо- и среднепересеченным рельефом. Соревнования проводятся в закрытых от ветра местах в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10).

Кросс по пересеченной местности на 1, 2, 3, 5 км

Дистанция для кросса прокладывается по территории парка, леса или на любом открытом пространстве.

Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия

Стрельба производится из пневматической винтовки или из электронного оружия. Выстрелов – 3 пробных, 5 зачетных. Время на стрельбу – 10 мин. Время на подготовку – 3 мин.

Стрельба из пневматической винтовки (ВП, типа ИЖ-38, ИЖ-60, МР-512, ИЖ-32, МР-532, MLG, DIANA) производится из положения сидя или стоя с опорой локтями о стол или стойку на дистанцию 5 м (для III ступени), 10 м по мишени № 8.

Стрельба из электронного оружия производится из положения сидя или стоя с опорой локтями о стол или стойку на дистанцию 5 м (для III ступени), 10 м по мишени № 8.

Туристский поход с проверкой туристских навыков

Выполнение норм по туризму проводится в пеших походах в соответствии с возрастными требованиями. Для участников III, VIII – IX ступеней длина пешего перехода составляет 5 км, IV – V, VII ступеней – 10 км, VI ступени – 15 км.

В походе проверяются туристские знания и навыки: укладка рюкзака, ориентирование на местности по карте и компасу, установка палатки, разжигание костра, способы преодоления препятствий.

Скандинавская ходьба 2, 3, 4 км

Дистанции для участников скандинавской ходьбы прокладываются (по возможности) на дорожках парков по ровной или слабопересеченной местности. При необходимости, участникам предоставляются палки, высота которых подбирается с учетом роста и физической подготовленности участников. Группы стартующих участников формируются с учетом возраста, пола и физической подготовленности.

Приветствую вас, дорогие школьники и родители! Начиная с 2014 года среди «самых смелых и ловких» началось внедрение тестирования физподготовки под аббревиатурой ГТО. Эти три заглавные буквы не понаслышке известны тем, кто учился в школах до распада Советского Союза.

Зачем наше государство решило возродить готовность всех к труду и обороне, является ли ГТО в школе обязательным для сдачи, давайте разбираться, потому как сторонников много, но столько же и противников.

План урока:

Что такое ГТО и зачем оно вообще?

Итак, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», а именно так он называется сегодня, своими корнями уходит аж к 1931 году.

Именно тогда все решили, что назрела необходимость патриотического воспитания молодёжи, обучения школьников военным навыкам, проверки подготовки советского человека к трудностям.

И началась повсеместная физподготовка сотен миллионов советских граждан, больше половины из которых смогла похвастаться званием «значкиста ГТО».

Стоит отметить, что первоначально претендентами на получение значка ГТО стали мужчины от 18 и женщины от 17 с удовлетворительным состоянием здоровья, которое определял врач. Они должны были выполнить 21 испытание, в том числе бег, прыжки в высоту и длину, метание, подтягивание, плавание, езду на велосипеде, управление техникой, лыжи, верховую езду и даже греблю.

Так что просто так всем желающим значки «Готов к труду и обороне» не раздавали. Присутствовала и теория по военному делу и истории, основам физкультразвития и оказания медпомощи.

Существовала градация нормативов. Как сдал комплекс, такой значок и получил. Были золотые, серебряные и бронзовые. Первые знаки отличия отливали из бронзы, меди и латуни, а сверху покрывали эмалью. Потом уже, после 60-х годов прошлого столетия, их начали «лепить» массово из простого алюминия. К слову, за основу значка был взят проект, предложенный 15-летним учеником.

Комплекс ГТО «советского образца» закрепился в 1972-м и разделил всех претендентов согласно возрасту:

  • 1-я ступень предназначалась для 10-13-летних, назывались они «Смелые и ловкие»,
  • 2-я ступень охватывала возрастную категорию от 14 до 15, это была «Спортивная смена»,
  • 3-я ступень под названием «Сила и мужество» включала достигших 16-18 лет,
  • 4-я ступень включала взрослые категории: мужскую 19-39 и женскую 19-34, назывались они «Физическое совершенство»,
  • в 5-ю ступень под именем «Бодрость и здоровье» входили мужчины 40-60 и женщины 35-55.

К 1981-му ввели ступень и для самых маленьких (от 7 до 9), называемую «К стартам готов».

По группам «здоровья» разнились и нормативы. Но нужно отметить, что всем «бодрым и здоровым», сдавшим комплекс 5-ой ступени, вручался престижный золотой значок.

Зачем люди сдавали ГТО? Ну, во-первых, в те далёкие времена не быть патриотом было абсолютно не модно. Все пытались доказать свою идейность и значимость для жизни родины. Во-вторых, значок ГТО становится пропуском в колонны широкомасштабных праздничных мероприятий и давал приоритет при поступлении в учебные заведения.

Возрождение физкультурного прошлого

Как было уже упомянуто, с 2014 года началось возрождение старых добрых традиций. Всех решили привлечь в массовый спорт и сделать здоровыми. В марте появился Указ Президента России, послуживший началу разработки положения, регулирующего современный комплекс «Готов к труду и обороне». Потом уже последовала законодательная нормативная база, регламентирующая аттестацию на физкультподготовку.

В числе документов, которые можно читнуть для общего понятия, кроме вышеупомянутых основных, — распоряжение Правительства о мерах стимулирования комплекса ГТО и план мероприятий по его внедрению, федеральные приказы об утверждении требований выполнения норм и порядке тестирования.

А теперь о самом главном! Сразу отвечаю на многочисленные вопросы родителей: добровольность – это тот самый принцип, на котором основано ГТО. Нет в тексте положения о ВФСК слова «обязательно». Только личное желание каждого может служить поводом, чтобы быть физически подготовленным и доказать это всем окружающим.

Сразу предполагаю, сколько сейчас родителей возмущается перед экраном компьютера: «А у нас заставляют!» «А нам двойки ставят!», «А нам нельзя отказываться!» Согласна, есть такой минус в школьном образовании, как всегда, ничего удивительного. Всё это по простым причинам:

  1. во-первых, учителя спешат завоевать высокие похвальные оценки местной власти за активную пропаганду решений Президента, заставляя «добровольно-принудительно» проходить испытания,
  2. второй причиной становится желание директоров школ не выделяться из толпы и побыстрее встать в ряды тех, кто уже внедрил ГТО в свою школьную систему и хвастается показателями.

Потому снова и по-хорошему: у вас есть право, но не обязанность подтвердить свою готовность к труду и обороне.

Первоначально программа в качестве эксперимента прижилась в 12 регионах и к 2015 году стала популярной среди муниципальных работников и депутатов. «Готовые ко всему» на занимаемых государственных должностях должны были стать показательным примером для населения.

На втором этапе внедрения с 2016 года школы начали апробировать комплекс ГТО, начиная с возраста 6 лет. Ограничением по возрасту стал предел в 29, остальные могли принять участие без учёта результатов.

Сегодня на сдачу нормативов ГТО могут претендовать все желающие по всем ступеням.

Что и кому можно сдать?

Введённый с 1 сентября 2014 комплекс ГТО охватывает категорию от 6 до 70 и старше включает в себя тестирование физического развития и умений:


Как заявить о себе и что это даст?

Заявить о своих способностях и пройти испытания можно самостоятельно, зарегистрировавшись на сайте ГТО.ру.

Для этого понадобится активный электронный почтовый ящик, куда придёт сообщение для активации аккаунта. Приготовьте данные – дату рождения, адрес, номер телефона, данные об образовании, и фото.

Документы при регистрации учеников 1-11 класса заполняют родители со своими данными. Сдавать нормы можно в одном из центров тестирования, который для Вас станет предпочтительнее, можно и даты сдачи нормативов выбрать.

Как сдать тем, у кого нет компьютера? Хоть это сегодня и редкость, но тем не менее: некомпьютезированный желающий стать участником программы может через посещение центра тестирования и заявку на бумаге.

Что даёт сегодня ГТО? Помимо получения нагрудного значка ГТО, который и сегодня выполнен в трёх вариантах – золотом, серебряном и бронзовом, вы в соревновательных условиях доказываете себе и окружающим свою силу, настойчивость и целеустремлённость.

Для многих российских ребят эти нормы стали возможностью заработать дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в ВУЗы страны. Их количество не должно превышать 10, обычно дают по 1-3, но иногда это реальный шанс проскользнуть на бюджет.

Кроме того, будете подтверждать нормы на протяжении нескольких лет — можете рассчитывать на благодарность Президента в виде специального знака отличия. Взрослым некоторые ведущие предприятия России обещают дополнительные дни к отпуску, но это опять-таки пока не обязанность работодателя, а лишь право.

Ну как, готовы к труду и обороне? Может, тряхнём здоровьем да покажем детям заразительный пример?

Вдохновляющее видео для вас)

Скоро на блоге появятся данные по конкретным нормам ГТО для маленьких школьников. Не пропустите! Уже имеются на блоге данные о контрольных нормативах по физкультуре для , и классов. Посмотрите!

Спортивных достижений вам!

С 2016 года у школьников начали принимать нормативы ГТО, а в 2017 году это спортивное нововведение ожидает всех граждан, начиная с самых маленьких. Велокросс, плаванье, туристические походы и многое другое станет обязательной частью школьной программы обучения детей. Такую традицию, доносящуюся до нас из далеких советских времен, планируют реабилитировать чиновники комитета по физической культуре и спорту.

Что такое нормативы ГТО

Когда-то аббревиатуру ГТО знали абсолютно все школьники, а подростки и представители старшего поколения гордо расшифровывали эти три буквы «Готов к труду и обороне». Сейчас же подрастающему поколению предстоит много узнать о нормативах ГТО. В графах школьных аттестатов и табелей скоро появятся эти три буквы, которые когда-то были основой системы физического воспитания в СССР, комплекс которой был программной и нормативной базой развития населения. Его цель заключалась в укреплении здоровья советских людей, повышении их трудовой и творческой активности. В зависимости от проявленных результатов, можно было получить специальный значок с аббревиатурой ГТО, и такое условие будет сохранено и в наше время. Но если в СССР значки выпускались 2 видов (в золоте и серебре), то в России к ним добавится еще и бронзовый. Некоторые дисциплины этого комплекса нормативов входили в школьную программу и раньше: прыжки в длину, ходьба на лыжах и бег на длинные и короткие дистанции. Ежегодно школьники всех классов сдают по этим нормативам зачеты на уроках физического воспитания.


Нормы ГТО для школьников

Многие родители помнят со времен школьной программы по физическому воспитанию виды тестовых испытаний. Мало было правильно выполнить упражнения, нужно было вложиться или в установленное время, или выполнить необходимое число повторений, или показать результат не хуже заявленного в тестах. Так и сейчас нормативы разделяются на категории, отвечающие различной степени подготовки школьника. Кроме того, в зависимости от возраста учащихся, нормы делятся на различные ступени.

1 ступень (нормативы ГТО для учащихся 6-8 лет)

Уровень физического развития и подготовки школьников начального звена (6-8 лет) соответствует 1 ступени нормативов ГТО. Сюда входят мальчики и девочки 1-2 классов. Детям предлагается девять тестовых заданий, из которых шесть обязательных и три – по выбору. На выбор предлагается многовариантные тесты.

Школьники должны пройти испытания на быстроту, силу, гибкость и выносливость.

Нормативы силовых упражнений включают в себя:

отжимание корпуса от пола в положении лежа;

прыжки в длину;

наклоны;

подтягивание на перекладине.

Нормативы на определение уровня быстроты у школьников состоят из:

бега на 30 метров;

челночного бега (3 забега по 10 метров);

кросс или бег на лыжах с фиксированным временем забега;

Передвижение.

Теперь, по сравнению с прошлым годом, на выбор предлагается еще 4 упражнения:

плаванье;

бег на лыжах;

прыжки в длину;

метание мячом.

Степень гибкости определяется выполнением упражнения наклонов вперед, а выносливость – кроссами или смешанным передвижением на 1 км, или ходьбой на лыжах. Выполнение 4, 5 и 6 нормативов школьниками дает право получения бронзового, серебряного или золотого значков ГТО соответственно.

2 ступень (нормативы ГТО для учащихся 9-10 лет)

Уровень норм ГТО физической подготовки школьников 3-4 классов (9-10 лет) соответствует 2 ступени сложности. Здесь детям также предлагается сдать 6 обязательных тестов и любые 3 на выбор из предлагаемого перечня.

Все тесты также делятся на категории физических нагрузок, включающих упражнения на силу, быстроту, выносливость и гибкость.

Перечень упражнений такой же, как для школьников 1 ступени, только времени на выполнение дается немного меньше. Считается, что получив определенный уровень подготовки в начальной школе, с возрастом школьники должны демонстрировать более высокие результаты.

Силовые упражнения для 2 ступени:

отжимание корпуса от пола в положении лежа;

прыжки в длину;

подтягивание на перекладине.

Упражнение на быстроту:

бег (на время, 30 метров);

челночный бег (3 забега по 10 метров);

кросс или бег на лыжах с фиксированным временем забега.

Степень гибкости определяется выполнением упражнения наклонов вперед, а выносливость – кроссами или смешанным передвижением на 1 км, или ходьбой на лыжах на 2 км.

Выполнение 4, 5 и 6 нормативов 2 ступени дает право получения школьниками соответственно бронзового, серебряного или золотого значков ГТО.

Нормативы по выбору остаются те же, что и для школьников 1-2 классов.

3 ступень (нормативы ГТО для учащихся 11-12 лет)

Третья ступень комплекса рассчитана на школьников 5-6 классов. Отличием этой ступени от двух предыдущих является то, что здесь внимание начинают уделять не только трудовой, но и оборонной активности школьников. Поэтому в список тестов включают метание мяча, стрельба, туристические походы, которые позволяют развивать и наращивать интенсивность двигательного режима, его продолжительность и выносливость.

Из нововведений для школьников добавляются и другие нормативы ГТО такие как:

стрельба;

туризм;

метание;

самозащита;

подъем торса;

кросс или бег на выбор.

Как подготовиться к сдаче ГТО

Конечно-же, в основном физической подготовкой к сдаче норм ГТО занимаются учителя физкультуры. Но можно и нужно позаботиться о том, чтобы ребенок мог заниматься дома или на спортивной плащадке во дворе.

Тем более, что купить и установить детский спортивный комплекс достаточно просто. К примеру, на сайте dsk-sport.ru

Это под силу сделать даже не привлекая управляющие компании. Можно просто собраться родителям одного дома и установить комплекс с турниками, лесенками, спортивными кольцами и даже качелями.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!

По мере развития ребенка школьного возраста происходит, как и все в природе, два противоречивых и взаимосвязанных процесса: создание (ассимиляция) и разрушение (диссимиляция). В период школьного возраста организм ребенка продолжает развиваться, поэтому в этом периоде соотношение между ассимиляцией и диссимиляцией складывается в пользу ассимиляции, в юношеском возрасте это соотношение начинает выравниваться, после окончания развития организма процесс диссимиляции постоянно нарастает.

Процесс ассимиляции сопровождается синтезированием большого количества белков, что влечет значительные затраты энергии.

Двигательная активность активизирует скелетные мышцы, обмен веществ и работоспособность организма ребенка. Гипокинезия (недостаточная двигательная активность) приводит к недостатку энергии, необходимой для процесса ассимиляции организма. Поэтому физические упражнения, повышающие двигательную активность, крайне необходимы на всех этапах школьного возраста. Все виды двигательной активности и почти все тесты нормативов ГТО предусматривают повышение двигательной активности.

Для школьников старших классов усвоение новых физических упражнений имеет практическое значение для подготовки грядущего перехода к военной службе, спортивной или трудовой деятельности, т.к. тренировка в усвоении определенных движений при выполнении физических упражнений приучает школьника автоматически управлять мышцами для выполнения движений, необходимых в процессе производства или какого-либо вида спорта. Поэтому в нормативах IV и V ступеней ГТО рекомендуется наибольшее количество тестов (11 штук).

Двигательная активность повышает способность усвоения поступающей информации, поэтому физические упражнения помогают процессу обучения школьника и становлению нравственной личности.

Календарный школьный возраст делят на следующие возрастные периоды:

  • до 7 лет – первое детство, в этом возрасте ребенок может выполнять нормативы бронзового знака ГТО I ступени;
  • от 7 до 11 лет (для девочек) и до 12 лет (для мальчиков) – второе детство (младший школьный возраст), выполнение нормативов серебряного и золотого знака ГТО I ступени, нормативов II ступени и бронзового знака III ступени ГТО;
  • от 11 лет (для девочек), 12 лет (для мальчиков) до15 лет – подростковый (средний школьный) возраст, выполнение нормативов серебряного и золотого знака III ступени и IV ступени ГТО;
  • от 16 до 18 лет – старший школьный возраст, выполнение нормативов V ступени ГТО.

Таблицы нормативов гто для школьников:

Для учета индивидуальности развития каждого школьника более точно возрастные группы разделяют по биологическому возрасту школьника, учитывающему его темпы ассимиляции. Биологический возраст определяется оценкой факторов акселерации (ускорения физического, полового развития) или ретардации (замедления развития). Факторы индивидуальной акселерации или ретардации учитываются введением в нормативы ГТО трех знаков – бронзового, серебряного и золотого. Это позволяет школьникам одного календарного возраста с учетом своего биологического возраста получить соответствующий знак, выполняя более или менее интенсивные тесты. Кроме того, нормативы ГТО предоставляют возможность выбора тестов или их варианта из числа рекомендуемых.

Развитие цивилизации влияет на изменение среднего биологического возраста всех школьников определенного региона. Например, в Москве в настоящее время по сравнению с 1925 годом рост школьников среднего и старшего школьного возраста увеличился на 11,5 см, масса тела на 11 кг. В Санкт-Петербурге первая менструация у школьниц среднего подросткового возраста в 1930 году отмечалась в возрасте на 2 месяца более 14 лет, в настоящее время – на месяц раннее 13 лет. Таким образом, в этих регионах за рассматриваемый период биологический возраст школьников старшего и среднего школьного возраста опередил календарный возраст вследствие проявления факторов акселерации. Учет изменений биологического возраста в долгосрочной перспективе производится с помощью периодических изменений нормативов ГТО. Например, в 2014 г. в РФ разработаны нормативы ГТО, которые учли изменения биологического возраста и внешних условий по сравнению с 1972 годом, когда последний раз были откорректированы нормативы ГТО в СССР.

Процесс ассимиляции организма школьника в каждом возрастном периоде имеет свои особенности, зависящие от степени взаимодействия с окружающей средой. Эффективность этого взаимодействия зависит от развития высшей нервной системы.

В период второго детства высшая нервная система совершенствуется по сравнению с периодом первого детства, нервные процессы усиливаются, приобретают большую подвижность и способность внутреннего торможения, в результате чего неуравновешенность взаимодействия с окружающей средой в период первого детства начинает угасать в период второго детства, появляется условный тормоз. Во втором возрастном этапе этого периода условные рефлексы становятся устойчивыми, но на раздражители школьник реагирует остро, т.к. степень внутреннего торможения еще недостаточна. Если школьник испытывает чрезмерное внешнее воздействие, внутреннее торможение может стать запредельным. Эти особенности необходимо учитывать тренерам и преподавателям физкультуры в период подготовки школьников к сдаче нормативов ГТО.

В период второго детства развиваются функции речи, мышления, появляется способность мысленно оценивать свои поступки и словами выражать свои движения. Физические упражнения способствуют взаимодействию речи и мышления с двигательными функциями. Это достигается различными видами двигательной активности, рекомендуемыми к двигательному режиму.

В подростковом возрасте сначала у девочек, затем у мальчиков в 3 фазы (препубертатная, пубертатная и постпубертатная) происходят процессы полового созревания. Постпубертатная фаза оканчивается в старшем школьном возрасте. Половое созревание усиливает процессы возбуждения, неадекватного раздражения, ослабляет внутреннее торможение, психическую устойчивость и контроль эмоциональности поведения. Эти изменения сказываются на двигательных действиях – сокращении без нужды в этом мышц, увеличении количества неконтролируемых движений. В этом возрасте тренер или преподаватель физкультуры должен быть особенно внимательным к школьникам, по возможности должен воздерживаться от замечаний, в особенности, в резкой форме.

В начале старшего школьного возраста оканчивается 3 фаза полового созревания, после чего высшая нервная система совершенствуется, усиливаются функции внутреннего торможения, адекватной реакции на словесные раздражители, анализа внешних воздействий, уравновешенности поведения.

У школьников расход энергии суммируется на двигательную активность и на процессы роста. Поэтому в период первого детства, отличающимся более интенсивным процессом роста, школьнику необходимо употреблять большее количество качественных белков, в последующие периоды потребность в белке на 1 кг массы тела уменьшается. Для выполнения нормативов ГТО школьник каждого возраста должен употреблять нормативное количество белков, жиров и углеводов, т.к. недостаток белков, избыток жиров при недостаточной двигательной активности замедляют физическое развитие, а недостаток углеводов снижает уровень сахара в крови и сокращает количество необходимой энергии. Физические упражнения для школьников должны быть эмоциональными, разнообразными, игровыми, а не монотонными, ухудшающими обмен веществ. К сожалению, рекомендованные виды испытаний во всех ступенях ГТО из отвечающих этой необходимости тестов включают только туристические походы, приравнивая виды испытаний для школьников к аналогичным тестам для взрослых.

Нормативы ГТО учитывают, что с повышением возраста школьника затраты энергии на одинаковую мышечную нагрузку при выполнении одинаковых упражнений снижаются, экономичность мышечной деятельности повышается. Чем больше период выполнения физических упражнений, тем меньше становится их эффективность, поэтому интенсивность упражнений необходимо с повышением возраста школьника увеличивать. Например, норматив прыжка в длину с места золотого знака для мальчиков с I до V ступени ГТО соответственно составляют 140, 160, 175, 200 и 230 см.

С увеличением возраста школьника увеличивается масса его сердца, а частота сокращений сердца (ЧСС) при выполнении одинаковой работы уменьшается. Поэтому школьники старших возрастов могут выполнить физические упражнения большей интенсивности, продолжительности и большее число раз. Поэтому в нормативах ГТО предусмотрено с I до IV ступени ГТО возрастание интенсивности каждого теста и продолжительности минимального двигательного режима соответственно 10, 12, 13 и 14 часов в неделю.

Несколько сложнее учитывать особенности изменения артериального давления у школьников. С увеличением возраста увеличивается диаметр кровеносных сосудов и образуются новые сосуды, что улучшает кровоснабжение тканей. У школьников, активно занимающихся спортом и физическими упражнениями, образование новых сосудов происходит более интенсивно. По общему правилу с увеличением возраста артериальное давление увеличивается, но из этого правила выпадают периоды временного повышения давления, после которых оно снижается. Например, период полового созревания отличается юношеской гипертонией, после окончания постпубертатной фазы АД снижается. Рекомендуемые физические нагрузки для каждого возраста должны учитывать эти особенности изменения АД. По-видимому, именно это отклонение привело к необходимости возрастающую продолжительность минимального двигательного режима с I до IV ступени ГТО сменить ее уменьшением на 1 час в неделю в V ступени ГТО.

С увеличением возраста школьника увеличивается объем легких, укорачивается вдох и удлиняется выдох, но дети не приспособлены задерживать дыхание и адаптироваться к недостатку кислорода. Интенсивная тренировка помогает без значительного усиления дыхания выполнять физические упражнения.

Анализ разработанных в 2014 г. в РФ нормативов ГТО показывает, что эти нормативы хорошо сочетаются с физиологическими особенностями школьников всех возрастных периодов.

Количественные значения испытаний комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), которые позволяют оценить разносторонность (гармоничность) развития основных физических качеств и умений и навыков согласно возрастным ступеням и полу. Нормативы измеряются в минутах, секундах, метрах, сантиметрах и количествах раз в зависимости от вида испытаний. Подразделяются на обязательные испытания (тесты) и испытания по выбору.

За каждый успешно выполненный норматив участники награждаются, как и в большом спорте, медалями. Эти медали называют знаками отличия. Знаки отличия бывают бронзового, серебряного и золотого достоинства в каждой возрастной ступени.

Нормативы ГТО может выполнять любой гражданин Российской Федерации, которые относятся к основной группе здоровья на основании медицинского осмотра.

Что сделать для выполнения норм ГТО?

Если Вы хотите выполнять нормы ГТО, Вам нужно выполнить несколько шагов.

Шаг 1. Нужно зарегистрироваться на сайте http://gto.ru . Регистрация достаточно простая. Нужно ввести Ваши личные данные, адрес электронной почты, адрес проживания, Ваше образование, добавить фотографию, а также указать предпочтительные виды спорта. На указанный адрес электронной почты придет код подтверждения, который нужно ввести в определенное поле.

При регистрации обязательно указывайте действующий адрес электронной почты. На почту придет письмо с кодом для подтверждения.

Шаг 2. Нужно заполнить заявку на выполнение.

Шаг 3. Нужно получить медицинский допуск. Вам необходимо сходить в Вашему лечащему врачу и получить справку для допуска к физическим занятиям.

Шаг 4. Выполняйте испытания и увеличивайте свою выносливость.

Перед выполнением нормативов посмотрите видеоматериалы для правильного их выполнения.

Шаг 5. При успешном выполнении норматива Вам вручат знак отличия заслуженного Вами достоинства.

Нормы ГТО для женщин

Для каждой возрастной группы и для каждого пола существуют свои нормативы. Например, для женщин существует 6 возрастных ступеней:

  • Нормы ГТО для женщин 18-29 лет
  • Нормы ГТО для женщин 30-39 лет
  • Нормы ГТО для женщин 40-49 лет
  • Нормы ГТО для женщин 50-59 лет
  • Нормы ГТО для женщин 60-69 лет
  • Нормы ГТО для женщин 70 лет и старше

Нормы ГТО для женщин 18-29 лет

В этой таблице промежуток 18-29 лет делится еще на 2 промежутка. Испытания для женщин от 18 до 24 лет и от 25 до 29 лет. Есть обязательные испытания и испытания по выбору.

Нормы ГТО для женщин 30-39 лет

В этой таблице промежуток 30-39 лет делится еще на 2 промежутка. Испытания для женщин от 30 до 34 лет и от 35 до 39 лет. Есть обязательные испытания и испытания по выбору.

Выполнив испытание, Вы получите бронзовую, серебряную или золотую медаль.



Нормы ГТО для женщин 40-49 лет

В этой таблице промежуток 40-49 лет делится еще на 2 промежутка. Испытания для женщин от 40 до 44 лет и от 45 до 49 лет. Есть обязательные испытания и испытания по выбору.

Выполнив испытание, Вы получите бронзовую, серебряную или золотую медаль.


Нормы ГТО для женщин 50-59 лет

В этой таблице промежуток 50-59 лет делится еще на 2 промежутка. Испытания для женщин от 50 до 54 лет и от 55 до 59 лет. Есть обязательные испытания и испытания по выбору.

Выполнив испытание, Вы получите бронзовую, серебряную или золотую медаль.


Нормы ГТО для женщин 60-69 лет

В этой таблице промежуток 60-69 лет делится еще на 2 промежутка. Испытания для женщин от 60 до 64 лет и от 65 до 69 лет. Есть обязательные испытания и испытания по выбору.

Выполнив испытание, Вы получите бронзовую, серебряную или золотую медаль.

Нормы ГТО для женщин 70 лет и старше

В данной таблице испытания для мужчин и женщин старше 70 лет. Испытания на выбор и обязательные испытания. За каждое успешное испытание участника ждет награда: бронзовая, серебряная или золотая медаль.



Принимайте участие и завоёвывайте медали!

Похожие статьи