Тендзин ринпоче тибетская йога сна и сновидений. Читать онлайн "тибетская йога сна и сновидений". Девять очистительных дыханий

Тендзин Вангьял Ринпоче

ТИБЕТСКАЯ ЙОГА СНА И СНОВИДЕНИЙ

Под редакцией Марка Далби
"Карма Йеше Палдрон",
Фонд буддийских изданий и переводов
Санкт-Петербург, 1999

Если мы не умеем выполнять практику во сне, пишет Тендзин Вангьял Ринпоче, если каждую ночь впадаем в забытье, каковы же наши шансы сохранить осознавание, когда придет смерть? Взгляните на свои переживания в сновидениях — вы узнаете, каково вам будет в смерти. Взгляните на свои переживания во сне — и вы обнаружите, пробуждены ли вы по-настоящему.

В этой книге даны подробные наставления по йоге сновидений, в том числе основополагающие практики, которые выполняют в течение дня. В тибетской традиции способность видеть осознанные сны — не самоцель, а дополнительная область, которую можно освоить, выполняя действенные практики более высокого уровня, ведущие к освобождению.

За йогой сновидений следует йога сна, называемая также йогой Ясного Света. Эта еще более высокая практика сродни наиболее тайным тибетским практикам. Ее цель в том, чтобы сохранять осознавание во время глубокого сна, когда грубый оперирующий понятиями ум и чувства прекращают свою деятельность. Большинство людей на Западе даже не может себе представить, что такая глубина осознавания возможна, но в тибетских духовных традициях, буддийской и бонской, это явление хорошо известно.

Плоды этих практик — возрастание счастья и свободы, как в состоянии бодрствования, так и во время сна. "Тибетская йога сна и сновидений" дает мощные методы для продвижения по пути к освобождению.

Тендзин Вангьял Ринпоче, лама тибетской традиции Бон, в настоящее время живет в городе Шарлоттсвиль, штат Виржиния. Он является основателем и директором Института Лигминча, организации, которая занимается исследованием и практикой учений традиции Бон. Родился в Индии, в городе Амритсар, куда его родители бежали, спасаясь от китайского вторжения в Тибет. Учился у буддийских и бонских учителей и получил звание геше, высшую ученую степень в традиционной тибетской культуре. С 1991 года живет в Соединенных Штатах, проводит много учебных семинаров по всей Америке и в Европе.

В книге Тендзина Вангьяла Ринпоче, ламы древней тибетской традиции Бон, даны подробные наставления по йоге сна и сновидений. Плоды этих практик — возрастание счастья и свободы, как в состоянии бодрствования, так и во время сна. "Тибетская йога сна и сновидений" дает мощные методы для продвижения по пути к освобождению. Обращенная непосредственно к личному опыту читателя, эта книга, безусловно, является одной из глубочайших работ в данной области.

Что такое йога сновидений? Как данная практика может помочь в жизни? С какими сложностями и проблемами можно столкнуться при ее изучении? Узнайте в нашей новой статье.

В статье:

Йога сновидений - древняя тибетская мудрость в действии

Для начала стоит уточнить, что есть две разновидности йоги - непосредственно йога сновидений и йога сна, которую также обозначают как Йога Ясного Света . Под этим подразумевается сохранение сознания при самых глубоких фазах сна, при которых над нами не имеют власти ни разум, ни чувства. Что же дарует нам использование подобной практики? Улучшение кармы, нарастающее ощущение счастья и свободы, которое со временем переходит из сферы снов и в реальную жизнь.

Наши предки издавна толковали сны, видя в них в первую очередь возможность узнать о своем будущем, грядущих проблемах и радостях. Тибетцы же смотрели на них немного иначе. Например, для них все сны делятся на три основные группы: сансарные, ясности и Ясного Света.

Сансарные сны - те, которые снятся всем людям без исключения. Их источником являются кармические следы, то есть все то, что человек сделал за всю свою прошлую и нынешнюю жизни. Образы, эмоции и смысл в подобных снах подсознательно закладываются самим человеком исходя из его опыта.

Сны ясности порой бывают и у тех, кто не практикует йогу сна. Именно после них появляется приятное чувство возвышенности, будто довелось прикоснуться к неизведанному, открыть тайну, будоражащую разум долгие годы. Сюжеты и образы в таких снах тоже есть, но, в отличие от сансарных, основанных на эмоциях, они идут из сознания, благодаря чему человек получает информацию о своих эмоциональных и телесных страданиях.

Сны ясности обычно нерегулярны. Но когда практика сновидений длится довольно долго и достигла определенной устойчивости, самое главное для человека в такие моменты понять, какие именно из снов уже несут подсознательную информацию, а какие - все еще не более чем последствия пережитых страхов и фрустрация над невыполненными желаниями.

Когда человек окончательно достигает просветления, прана, которая является жизненной энергией, двигающейся по нашему ментальному телу системой мельчайших каналов, открывается пониманию и выводится непосредственно в сознание. Благодаря этому тибетские мудрецы могут исцелять раны не только своего тела, но и успешно ставить диагнозы пациентам лучше любого традиционного врача. Множество проблем, которые люди привыкли списывать на мелкие физиологические заболевания, на самом деле появились из-за энергетических застоев в организме.

Тибетская йога сна и сновидений

Тендзин Вангьял Ринпоче, лама тибетской традиции Бон. В его книге даны подробные наставления по йоге сна и сновидений.

Тибетская практика сновидений в целом состоит из нескольких шагов. Первый - это шинэ , состояние покоя, подразумевающее развитие устойчивости ума. Он нужен для того, чтобы открыть путь сознанию в космос. Поза медитации на этом этапе следующая - ноги скрещены, спина прямая, но относительно расслабленная, руки сложены ладонями вверх.

Обязательно нужно поставить какой-то предмет примерно в полуметре от себя. Благодаря ему в самом начале будет легче сконцентрироваться, очистив разум от пустых тревог. Со временем от данного объекта можно отказаться, сосредотачиваясь на небе или стене комнаты. Следует помнить, что возбужденность, как вялость и сонливость, являются помехой для достижения состояния просветления. После этого стоит каждый день напоминать себе о том, что реальность - лишь сон, а страхи и тревоги не более чем его составляющая. Конечно же, не стоит уходить от реальности окончательно, ибо даже во сне существуют определенные правила и условности.

Второй шаг - искоренение влечения и злости. Яркие полярные эмоциональные реакции, вроде ненависти и любви, омрачают сознание и дают ощущение тревожности. В ответ на резкий внешний раздражитель следует подавлять в себе желание столь же резко отреагировать. Благодаря этому можно избавиться от депрессии и неудовлетворенности.

Третий - укрепиться в своих намерениях. Все вокруг - это сон, все наши воспоминания, мысли, идеи. На этом этапе формируется желание узнать все о ночных сновидениях и то, чем они являются на самом деле.

Четвертый - развитие памяти. Обычно этот шаг применяют рано утром. Проснувшись, следует начать размышлять о приснившемся, стараясь наиболее четко и подробно запомнить все произошедшее.

Гипнос (G p n o z) · бог сна и сновидений, сын богини Никты (Ночи), младший брат-близнец бога смерти Танатоса, богинь судьбы мойр, Немесиды; любимец муз.

Сон не зря называют младшим братом смерти. Погружение в бессознательность подобно путешествию в неведомые дали. Именно потому перед подготовкой ко сну нужно максимально обезопасить себя. Для этого рекомендуют расставить в спальне - статуэтки или талисманы. Если же их нет, то нужно попробовать представить себе цветы лотоса, которые как бы со всех сторон окружают вашу постель.

У каждого человека есть способность к - состоянию, при котором мы понимаем, что спим. Однако главная цель йоги сновидений не в достижении этого состояния, а в развитии гибкости ума. Если неокрепший разум погружается в осознанный сон, он очень легко может заблудиться на различных его уровнях. Особенно на высших, чья действительность порой куда ярче привычной нам реальности.

Важно помнить, что нельзя резко и кардинально менять что-то во снах. Так как в такие моменты мы работаем на уровне подсознания, влияние, оказываемое нами на нереальное, может перейти в плоскость физического. Хотя в снах нам предоставляется огромная свобода, не следует забывать о карме и неприятных последствиях, которые могут повлечь за собой наше вмешательство.

Чогьял Намкай Норбу утверждает, что без удаления кармических следов все усилия по погружению в осознанный сон пройдут даром. В йоге сна важна расслабленность, так как именно благодаря этому люди достигают вышеупомянутого света - эмоционального, логического, проистекающего из работы разума, или телесного. Благодаря этому можно настроиться на энергетический поток вселенной,

Сохранять ясность мысли при погружении в лимб, управлять видениями, путешествовать, открывать новые миры и очищать карму – это возможно. Тому, кто овладеет наукой йоги сна, откроются новые удивительные чувства.

В этой статье

Мудрость древнего Тибета в сознании современного человека

Мы настолько загружены информацией и делами, что в плотном графике нет места для релаксации. Но ночное время можно посвятить и отдыху, и медитации. Начальные знания из свода тибетских мудрецов решат проблемы со здоровьем, помогут подняться на новый уровень Сознания.

Европейская трактовка сновидений сводилась к функции предсказаний. Восточная философия отличается от западной. В ней нет привычных знаков и образов. Последователи учения не заглядывают в сонники или в труды Зигмунда Фрейда, чтобы расшифровать послания.

Сонник Миллера подробно толкует образы. На его страницах вы найдете более 10 тысяч описаний ситуаций, символов и знаков, помогающих разгадать самое запутанное и удивительное видение. Вышедшая в конце XIX века книга до сих пор пользуется популярностью и много раз переиздавалась.

Последователи тибетского учения делят это состояние на три группы: Ясности, Ясного Света и сансарные.

  1. Сансарные видения доступны всем: они возникают из личного опыта, жизненных впечатлений, эмоций и кармических отношений.
  2. Сны Ясности. Чувства, посещающие после таких видений, сродни катарсису: оставляют в душе радостный след, заставляют задуматься о смысле бытия. Отличаются от сансарных тем, что исходят из телесных ощущений.
  3. Ясный Свет приходит только к тем, кто стоит на высочайшей ступени Мастерства. Жизненная энергия – Прана – проникает в Сознание, становится его частью. Достигшие просветления тибетские монахи с помощью Силы могут врачевать свои и чужие болезни, получают дар ясновидения.

Вот полезная музыка, настраивающая мозг на Дельта-волны, позволяет ввести сознание в транс:

Во время Дельта-сна снимается нервное и мышечное напряжение, замедляется пульс. В состоянии глубокого сна происходит самовосстановление организма, заживляются и психологические, и физические раны, и таким образом повышается качество жизни.

Занятия йогой учат самообладанию, умению держать себя в руках, сохранять баланс и равновесие, концентрироваться на главном.

Медитация - путь к гармонии

Не все достигнут Просветления и выйдут за пределы Колеса Сансары. Но стремиться к пониманию своего подсознания должен каждый.

Буддистское учение, основанное на принципе цикличности Мироздания, утверждает, что ночью мы путешествуем не только по впечатлениям от прожитого дня, но и прошлым воплощениям.

Тибетская йога сна и сновидений

Духовные практики тибетских монахов подробно описаны в книге , вышедшей в 1998 году. Автор Тендзин Вангьял Ринпоче дает точные наставления, как достичь прояснения с помощью упражнений, выполняемых днем.

Восточные учения о человеке основаны на разных представлениях о жизни, смерти, бодрствовании и забвении.

Если мы не умеем выполнять практику и каждую ночь впадаем в забытье, каковы же наши шансы сохранить осознание, когда придет смерть? Взгляните на свои переживания в сновидениях - вы узнаете, каково вам будет в смерти. Взгляните на свои переживания во сне - и вы обнаружите, пробуждены ли вы по-настоящему.

Те, кто прочли книгу, отзываются как о сложной, но полезной инструкции. Она отличается от поверхностных советов, представленных в интернете, обещающих моментальное просветление после нескольких занятий.

Опыт тибетских монахов позволит стереть границы между сном и бодрствованием

В пособии в правильной пропорции поданы теоретические и практические знания. Четко прописана последовательность и логичность действий, продолжительность упражнений, определены конечные цели.

Ринпоче считает, что яркие сны – отражение духовного и эмоционального роста Души.

Дневная практика йоги сна: четыре шага наяву

Основной комплекс упражнений рассчитан на выполнение в дневное время суток. Точное следование советам учителей из Тибета помогает осознанно странствовать в мире грез. Практика для создания спокойного и умиротворенного настроения пригодится и наяву.

Лечебная успокаивающая китайская музыка дополнит комплекс:

Для вхождения в медитацию мы рекомендуем в полуметре от себя расположить любой предмет. Зафиксируйте на нем взгляд и постепенно очищайте разум от тревоги, волнений и суеты. Закрепив навык, вы сможете концентрировать взгляд на чистом небе, стене или травинке в поле. Занятие проводить в тишине, отрешенности и в хорошем настроении.

Странствие по лабиринтам подсознания должно быть безопасным. В непосредственной близости от кровати рекомендуется поставить предметы для защиты, т. н. якоря, которые помогают астральному путешественнику возвращаться. Это могут быть фигурки из камня или дерева или популярные ловцы сновидений.

Жизнь – всего лишь сновидение

Утверждение основано на представлении последователей буддизма о существующем миропорядке. Все вокруг – иллюзия. Будда спит и видит сон, мы действующие лица в его фантазиях. Принять и осознать этот факт, значит, начать движение к Просветлению.

Наша жизнь - это всего лишь сон Будды

Первый шаг в восхождении к Ясному Свету – достижение состояния полного спокойствия и снижения активности разума - шинэ. Его нужно сделать, чтобы открыть путь в Космос.

Поза для медитации: скрестить ноги, выпрямить спину, руки обратить ладонями вверх. Это классическое положение тела в духовных практиках, при котором энергия Вселенной движется свободно.

Снижение реактивности ума и контроль над эмоциональным состоянием

Этап второй - отрешение от эмоций. Сильные чувства: ярость, любовь, ненависть или злость затмевают разум. Создают помехи на пути к Гармонии. Чем сильнее внешние раздражители, тем резче реакция. Отпустите все желания и чувства. Не бросайтесь из крайности в крайность, и скоро ощутите, что неудовлетворенность и депрессивное состояние покидают Душу.

Классическая поза медитации

Упражнение позволит отстраниться от проблем, посмотреть на них со стороны. Помните, все происходящее – красочные декорации в театре. Гнев, страсть, горе или печаль не имеют значения, ведь это иллюзия.

Медитация перед сном, которая поможет перезагрузиться, очиститься и освободиться:

В Ветхом Завете в книге Екклесиаста сказано:

От многой мудрости, многие печали. Умножая познания, умножаешь скорбь.

Не усложняйте простые вещи.

Опыт прожитого дня: ощутить себя во сне как наяву

Чтобы достигнуть нужного состояния, следуйте правилам:

  1. Укрепитесь в намерениях.
  2. Развивайте память и внимание к деталям, которые приходят в ночное время.
  3. Возьмите за правило по утрам вспоминать подробности видений и озарений.
  4. Постарайтесь подробно записывать ощущения, пришедшие ночью.
  5. Не вскакивайте с постели сразу после пробуждения. Осознайте и почувствуйте каждую клеточку тела.

Первые занятия дадутся с трудом. В особенности это касается концентрации внимания.

Увидеть ясное, осознанное сновидение

Плохое самочувствие или тревога повлияют на качество медитации: просветление не наступит. Следует каждый день, засыпая, говорить себе, что реальность – это сновидение, а волнения, страхи и тревоги – не более чем его составляющая. Постепенно границы между мирами будут стираться.

Человечество всегда относилось ко сну с настороженностью и мистическим почтением. Это состояние не зря приравнивалось к смерти.

Цветок лотоса оберегает во сне

Помните, осознав себя внутри сновидения, не пытайтесь ничего изменить! В этот момент мы совершаем поступки не только на уровне подсознания. Помните о кармических последствиях.

Путь к себе, или Практика естественного света

Предыдущие воплощения и зависимости влияют на все уровни бытия. Без освобождения от долгов перед Родом и обнуления цикличной программы достичь осознанных видений не получится. Практика естественного света – это чувство, которое человек испытывает в момент осмысленного сновидения. Удивительное ощущение легкости, причастности к коллективному Разуму, покоя и радости.

Тендзин Вангьял Ринпоче - «Тибетская йога сна и сновидений», 1998г.

Если мы не умеем выполнять практику во сне, пишет автор книги Тендзин Вангьял Ринпоче, если каждую ночь впадаем в забытье, каковы же наши шансы сохранить осознание, когда придет смерть? Взгляните на свои переживания в сновидениях — вы узнаете, каково вам будет в смерти. Взгляните на свои переживания во сне — и вы обнаружите, пробуждены ли вы по-настоящему.

В этой книге даны подробные наставления по йоге сновидений, в том числе основополагающие практики, которые выполняют в течение дня. В тибетской традиции способность видеть осознанные сны — не самоцель, а дополнительная область, которую можно освоить, выполняя действенные практики более высокого уровня, ведущие к освобождению.

За йогой сновидений следует йога сна, называемая также йогой Ясного Света. Эта еще более высокая практика сродни наиболее тайным тибетским практикам. Ее цель в том, чтобы сохранять осознание во время глубокого сна, когда грубый оперирующий понятиями ум и чувства прекращают свою деятельность. Большинство людей на Западе даже не может себе представить, что такая глубина осознания возможна, но в тибетских духовных традициях, буддийской и бонской, это явление хорошо известно.

Плоды этих практик — возрастание счастья и свободы, как в состоянии бодрствования, так и во время сна. "Тибетская йога сна и сновидений" дает мощные методы для продвижения по пути к освобождению.

Т. В. Ринпоче, лама тибетской традиции Бон, в настоящее время живет в городе Шарлоттсвиль, штат Виржиния. Он является основателем и директором Института Лигминча, организации, которая занимается исследованием и практикой учений традиции Бон. Родился в Индии, в городе Амритсар, куда его родители бежали, спасаясь от китайского вторжения в Тибет. Учился у буддийских и бонских учителей и получил звание геше, высшую ученую степень в традиционной тибетской культуре. С 1991 года живет в Соединенных Штатах, проводит много учебных семинаров по всей Америке и в Европе.

Итак, цель практики сновидений - освобождение и прекращение воплощений в сансарных мирах.

Книга делит все сны на три группы:

Обычные сансарные сновидения;

Сны ясности;

Сны Ясного Света.

Два первых вида различаются по своим причинам, и в каждом спящий может сохранять или не сохранять осознанность. В снах Ясного Света не только присутствует осознанность, но и нет двойственного деления на объект и субъект.

По мере развития практики сновидений сны становятся яснее и подробнее, и нам удается запомнить все большую часть каждого сна.

Большинство из нас видят исключительно сансарные сны, основанные на событиях и эмоциях повседневной жизни. Время от времени, мы можем видеть и сны ясности, но они не являются регулярными, пока практика не разовьется.

Сны Ясного Света посещают тех, кто далеко продвинулся по пути. Достичь этого нелегко.

Книга говорит о том, что сны могут использоваться сами по себе в качестве духовной практики.

Читая эту книгу, я сделал для себя основной вывод - здесь в хорошей пропорции даны теория и практика. Автор достаточно легко и просто рассуждает о по настоящему интересных и важных вещах, а затем переводит разговор в плоскость практики. Последовательность упражнений, их продолжительность, цели, что они преследуют и к чему в итоге могут привезти - все логично обоснованно и понятно.

В личностной оценки книги, именно факт рассуждения автора о том, что практика работает, но она достаточно сложная и результата, возможно, придется ждать продолжительное время, как раз и подкупает. В отличии от большинства ютуб-роликов и различных поверхностных книг и источников, что гарантируют просветление, осознанные сны и прочее в том же духе за один-два сеанса, Ринпоче говорит, что качественные сны это отражение внутренней духовной эволюции. Сны по отношению к внутреннему росту вторичны. Будет эволюционное движение, появятся и осознанные сны. И поэтому необходима планомерная и качественная работа над самим собой.

По отношению к себе заметил некий факт - после чтения книги и следования приведенным практикам (пусть и в небольшой степени), сны, их качество и глубина улучшились. Не рискну сказать про качественный или «реальный» рывок, но некие внутренние изменения присутствуют.

Тендзин Вангьял Ринпоче


ТИБЕТСКАЯ ЙОГА СНА И СНОВИДЕНИЙ

Тендзин Вангьял Ринпоче, лама тибетской традиции Бон, в настоящее время живет в городе Шарлоттсвиль, штат Виржиния. Он является основателем и директором Института Лигминча, организации, которая занимается исследованием и практикой учений традиции Бон. Родился в Индии, в городе Амритсар, куда его родители бежали, спасаясь от китайского вторжения в Тибет. Учился у буддийских и бонских учителей и получил звание геше, высшую ученую степень в традиционной тибетской культуре. С 1991 года живет в Соединенных Штатах, проводит много учебных семинаров по всей Америке и в Европе.

В книге Тендзина Вангьяла Ринпоче, ламы древней тибетской традиции Бон, даны подробные наставления по йоге сна и сновидений. Плоды этих практик - возрастание счастья и свободы, как в состоянии бодрствования, так и во время сна. «Тибетская йога сна и сновидений» дает мощные методы для продвижения по пути к освобождению. Обращенная непосредственно к личному опыту читателя, эта книга, безусловно, является одной из глубочайших работ в данной области.

Хочу поблагодарить тех, кто способствовал подготовке книги к печати и прежде всего и больше всех - Марка Далби, моего ученика и близкого друга, работать с которым мне было очень приятно. Мы провели немало часов в кафе в окрестностях Беркли, обсуждая разные вопросы. Без него эта книга не увидела бы света.

Я также благодарен Стивену Д. Гудману, коллеге и другу, благодаря ценным советам которого рукопись стала лучше, Сью Эллис Дайер и Крису Бэйкеру - за редакторскую правку первого варианта книги, Сью Дэвис и Лоре Шекерджиан, которые прочитали книгу и высказали свои замечания, и Кристине Кокс из Сноу Лайон Пабликейшнс, опытному редактору, которая, приложив к тексту свое мастерство, существенно улучшила книгу.

Фотографии, на которых изображены позы медитации и йоги сновидений (соответственно сс. 96 и 125) сделал Антонио Риестра, а моделью послужила Луз Вергара. Рисунки чакр на сс. 120 и 122 сделала Моника Р. Ортега. Я хочу также поблагодарить всех тех, кого я здесь не упомянул и кто оказывал мне разнообразную помощь.

Посвящаю эту книгу Намкаю Норбу Ринпоче, который стал в моей жизни источником вдохновения, - и в том, как я учу других, и в моей личной практике.

Предисловие

В Тибете говорят: «Чтобы пресечь все сомнения по поводу подлинности учения и передачи, нужно обратиться к линии преемственности и к истории». Поэтому я начну эту книгу с краткой истории моей жизни.

Я появился на свет вскоре после того, как мои родители бежали из Тибета, спасаясь от притеснений китайцев. Жилось им трудно, поэтому меня отдали в христианский пансион, где, как надеялись родители, обо мне позаботятся. Отец мой был буддийским ламой*, а мать практиковала Бон*. Прошло немного времени, и отец умер. Затем мать снова вышла замуж, на этот раз за бонского ламу. И он, и мать хотели, чтобы я жил в своем культурном окружении, и вот, когда мне исполнилось десять лет, меня отдали в главный бонский монастырь, который находился в Индии, в Доланджи, где я принял монашеский сан.

После того, как я прожил в монастыре некоторое время, Лопон (старший наставник) Санге Тендзин Ринпоче признал во мне перерождение Кюнгтула Ринпоче, знаменитого ученого и учителя, писателя и преподавателя медитации. Он был хорошо известен как искусный астролог, а в Западном Тибете и в Индии прославился как укротитель злых духов. Многие знали его как целителя, обладавшего магическими способностями. Одним из его покровителей был владыка княжества Химачал в Северной Индии. Князь и его супруга, которые не могли иметь детей, обратились к Кюнгтулу Ринпоче с просьбой вылечить их, что он и сделал. В настоящее время их сын Вирбхардур занимает пост премьер-министра штата Химачал-Прадеш.

Когда мне исполнилось тринадцать, мой коренной учитель Лопон Санге Тендзин, человек большого знания и высокой реализации, собрался передать одно из самых важных и тайных учений традиции Бон: линию Великого Совершенства (Дзогчен*) устной передачи Шанг-Шунга (Шанг-Шунг ненгюд*). Хотя я был еще очень юн, мой отчим навестил Лопона Ринпоче и попросил, чтобы меня допустили к занятиям, которые должны были продолжаться ежедневно в течение трех лет. Лопон любезно согласился, но велел мне, как и остальным будущим ученикам, рассказать ему сон, увиденный в ночь перед началом занятий, чтобы он смог определить нашу готовность.

Некоторые ученики не запомнили снов, и это было воспринято как знак препятствий. Лопон велел им начать очистительные практики и отложил начало занятий до тех пор, пока каждый ученик не увидит сон. Сновидения других учеников свидетельствовали о том, что им необходимо выполнить те или иные практики, чтобы подготовиться к получению учений, например, практики, которые укрепили бы их связь с бонскими охранителями*.

Мне приснился автобус, который объезжал вокруг дома моего наставника, хотя на самом деле дороги там не было. Во сне кондуктором был мой Друг, а я стоял рядом с ним и вручал билет каждому, кто входил в автобус. Билеты представляли собой кусочки бумаги, на которых был написан тибетский слог А. Тогда шел второй или третий год моего пребывания в Доланджи. Мне было тринадцать лет, и я не знал, что в учении Дзогчен А является одним из важнейших символов. Наставник, по своему обыкновению, ничего не сказал про мой сон. По поводу хорошего он не особо распространялся, но я был счастлив уже потому, что мне позволили посещать занятия.

В тибетской духовной традиции учитель зачастую использует сны учеников именно таким образом, чтобы решить, может ли ученик получить то или иное учение. И хотя прошло немало времени, прежде чем я начал изучать и практиковать йогу сновидений, этот случай положил начало моему интересу к снам. На меня произвело глубокое впечатление то, как высоко ценятся сны в тибетской культуре и в религии Бон, и то, что информация, идущая от бессознательного, часто бывает важнее информации, которую может дать сознательный ум.

После занятий, продолжавшихся три года и включавших многочисленные ритриты по медитации вместе с соучениками, а также много ритритов, которые я выполнил в одиночку, я поступил в монастырскую школу диалектики. Как правило, на то, чтобы завершить программу обучения, построенную на традиционной основе, уходит от девяти до тринадцати лет. Нам преподавали обычные академические предметы: грамматику, санскрит, стихосложение, астрологию, изобразительное искусство, но мы изучали и не совсем обычные дисциплины: эпистемологию, космологию. Сутру*, Тантру* и Дзогчен. За время учебы в монастыре я получил много учений и передач по йоге сновидений, наиболее важные из которых опирались на тексты Шанг-Шунг ненгюд, «Материнской тантры» и книги Шардза Ринпоче.

Я учился хорошо, и, когда мне минуло девятнадцать, меня попросили учить других, что я и начал делать. Примерно в это же время я написал и опубликовал краткое жизнеописание Шенраба Мивоче*, основателя религии Бон. Позже я стал директором школы диалектики и, занимая этот пост на протяжении четырех лет, уделял много сил становлению и развитию школы. В 1986 году я получил степень геше - высшую из тех, которые дает тибетское монастырское образование.

В 1989 году по приглашению Итальянской Дзогчен-общины Намкая Норбу Ринпоче я отправился на Запад. Хотя у меня не было планов давать учение, члены общины попросили меня об этом. Я стал раздавать кусочки бумаги, чтобы использовать их для сосредоточения в медитации. На каждом был написан тибетский слог А. И тут мне припомнился сон пятнадцатилетней давности, в котором я раздавал билеты точно с такой же буквой А людям, входившим в автобус. Это поразило меня до глубины души.

Я остался на Западе и в 1991 году получил стипендию Фонда Рокфеллера для проведения научной работы в Университете Риса. В 1993 году вышла моя первая книга на Западе, «Чудеса естественного ума» (The Wonders of the Natural Mind) , в которой я попытался просто и ясно изложить учение Великого Совершенства (Дзогчен). В 1994 году мне присудили грант Национального Фонда гуманитарных наук, который дал мне возможность вместе с Анной Кляйн, профессором кафедры религиеведения Университета Риса, изучать логические и философские аспекты традиции Бон.

Так проявляется моя склонность к науке, но практика всегда важнее, а потому все это время я продолжаю интересоваться снами и практикой йоги сновидений. Интерес мой - не только теоретический. Я доверяю мудрости своих снов, на которые с раннего детства оказывали влияние сновидческие переживания моих учителей и матери и практика использования сновидений в традиции Бон, и последние десять лет интенсивно практикую йогу сновидений. Каждый вечер, ложась в постель, я испытываю чувство свободы. Дневные дела закончены. Иногда ночная практика бывает успешной, иногда - нет, и этого следует ожидать, пока не достигнешь очень высокого уровня. Тем не менее, почти каждый вечер я отправляюсь спать с намерением завершить дневную практику. Учения, которые вошли в эту книгу, основаны на собственном опыте практики и на трех текстах, которые я упоминал выше.

Похожие статьи