Польза работы с дыханием. Презентация урока для интерактивной доски (младшая группа) на тему: «Правильное дыхание-основа жизни, здоровья, долголетия

Правильное дыхание — это второй после пищи показатель здоровья по системе В.Караваева. При дыхании происходит обмен энергии. Правильное дыхание зависит от кислотно-щелочного состояния клеток мозга. Что нужно делать при выполнении комплекса упражнений дыхательной гимнастики В.Караваева?

Какое дыхание считается правильным?

У йогов было мнение, что при дыхании только правой ноздрёй тело согревается. Они назвали такое дыхание солнечным. Охлаждает тело дыхание левой ноздрёй. Йоги назвали такое дыхание лунным.

Наша жизнь зависит от процесса дыхания всецело. Без дыхания жизни нет. Даже растения не живут без дыхания. От первого вздоха младенца до самого последнего вздоха старика проходит земная жизнь. Жизнь – это длинная череда дыханий.

Природа указала человеку и животным, что дышать надо свободной и полной грудью. Цивилизация многое в человеке изменила. Она дала человеку только плохое: вредные и неправильные манеры стоять, ходить и сидеть, лишила его естественного дыхания. Человек заплатил за цивилизацию дорого. Дикарь нынешний правильно дышит. Дикари при дыхании широко раздувают ноздри из-за дыхательной недостаточности.

В составе воздуха есть не только водород, азот и кислород. Происходит при дыхании не только окисление крови. Йогам из древности известно, что чередование вдохов через левое носовое отверстие, способствует тому, что можно вести контроль над своими эмоциями и энергией. Йоги знают, как можно привести себя в гармонию со всей природой и развить свои скрытые силы. Мудрые йоги знали, что дыханием можно излечивать болезни, удалить от себя мучения, страх и низшие страсти.

Правильное дыхание создаёт баланс и регулирует поток воздуха через ваши носовые проходы и означает “очищение каналов циркуляции”. В.Караваев говорил, что гемоглобин транспортирует не один кислород, но и энергию, которая необходима для деления клеток. Такая же энергия наполняет тело, когда человек загорает на солнце. Для улавливания солнечной энергии человек может подставить только 1 м 2 поверхности своего тела.

Поверхность альвеол лёгких человека при обычном дыхании - 30-50 м 2 , при глубоком дыхании - 250 м 2 . Следовательно, лёгкие могут уловить солнечной энергии больше в 250 раз, чем наша кожа. Кроме функции лёгких по снабжению клеток энергией, есть и вторая у них роль. Легкие удаляют токсины из организма и очищают венозную кровь. Глубокое и цикличное дыхание человека говорит о нормальном психическом состоянии человека. И это поддерживает и восстанавливает ритм жизнедеятельности клеток. Организм нормально выполняет свои функции. Это отличное условие для поддержания крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Важна роль диафрагмы. Она выполняет свою роль в движении лимфы, усиливает и нормализует перистальтику нашего кишечника и способствует выбросу отходов после пищеварительного процесса. При глубоком дыхании диафрагма способствует усилению притока крови к внутренним органам и этим увеличивает поступление питательных веществ, кислорода и в свободном состоянии энергии. И теперь понятно, что человек может прожить недели без еды, несколько дней без воды и несколько минут без дыхания.

Ранее разработанные методики были направлены на увеличение кислородного обеспечения клеток и достижение более полного окисления пищевых продуктов и, упускался тот факт, что увеличенное количество кислорода повышает в лёгких и в крови кислотность и способствует некоторому повреждению органов и соединительных тканей организма.

Бронхиальная астма – это защита организма от проникновения кислорода. Система дыхания йогов левой и правой ноздрями является положительной попыткой в регулировании электронно-зарядного равновесия организма.

Дыхание правой ноздрёй на выдохе повышает биоэлектрическое напряжение организма, а дыхание левой ноздрёй - понижает это напряжение.

Наблюдая за состоянием своего организма и, используя правильное дыхание правой или левой ноздрёй организма, можно наладить организма . В силу ограниченности этот механизм энергетического регулирования не может длительно спасать организм. Используя дыхательную смесь психеон, которую рекомендовал В.Караваев, можно успешно принимать дыхательную гимнастику В.Караваева для оздоровления и профилактики своего организма.

В.Караваев говорил: «Мы едим, как слоны, а дышим, как мухи». Свой рецепт исцеления предлагал В.Караваев. Это ритмичное и спокойное дыхание с психеоном. В составе дыхательной смеси «Психеон» были такие вещества, как скипидар, отвар трав, водный аммиак и другие ингредиенты. Многие последователи В.Караваева создали приблизительно похожий препарат для дыхания. Используя эти препараты при выполнении дыхательной гимнастики, можно вылечить бронхиальную астму, застарелый бронхит, воспаление лёгких и другие. Препарат «Психеон» в настоящее время не выпускается.

Дыхательная гимнастика В.Караваева.

Дыхательная гимнастика В.Караваева направлена на регулирование электронно-зарядного равновесия крови. Дышать Караваев рекомендовал не вместе обеими ноздрями, а той ноздрёй, которая легче и свободно дышит в данный момент. Дышат правой ноздрёй тогда, когда нужно согреться, а левой, когда нужно охладиться. Дыхание левой ноздрёй ощелачивает кровь.

Дыхание ноздрёй зависит от кислотно-щелочного состояния клеток мозга. Левая ноздря легче дышит, когда мозг утомлён, перевозбуждён, перегрет. Это сдвиг КЩР в кислом направлении. Легче дышать правой ноздрей при плохой загрузке мозга информацией, при вялых и скучных мыслях, при сдвиге уровня КЩР в щелочную сторону. На этом полезном механизме основан тест состояния организма после пробуждения утром ото сна. Это нужный, практический и терморегулирующий механизм.

Если дышат одинаково обе ноздри, то по очереди надо дышать первой или второй ноздрей. Организм сам регулирует теплоотдачу и теплопередачу. Когда он перегрет, легче происходит дыхание левой ноздрёй. Организм охлаждается. Когда он переохлаждён, легче происходит дыхание правой ноздрёй и опять включается механизм термодинамики. Организм согревается. Дыханием одной ноздрёй можно понижать или повышать температуру физического тела на один градус.

Нашему организму надо помочь восстановить необходимый уровень теплоотдачи и энергетики. Нужно просто дышать той ноздрёй, которая в данный момент дышит легче.

Проверяется дыхание ноздрей просто, на медленном вдохе. Пальцем сначала прикрывается одна ноздря, вдыхается медленно и медленно и спокойно выдыхается воздух через открытую ноздрю. Такая же процедура проделывается и на второй ноздре. Так оцениваем, какая ноздря в данный момент дышит легче, и оцениваем свой уровень КЩР.

Легче дышать правой ноздрёй при сдвиге уровня pH баланса в щелочную сторону.

Организм многих людей закислён. Им необходимо дышать левой ноздрёй. Такое дыхание снимает на определённое время перегрев и восстанавливает Но этого недостаточно при высокой степени закисления организма. Организму нужна дополнительная энергия. Эту энергию даст дыхание правой ноздрёй. Возникает парадокс.

Караваев ответил на этот запутанный вопрос. Он сделал специальную ароматическую смесь для ингаляции под названием «Психеон». Дыхание с ним правой ноздрёй даёт организму энергию и его охлаждает. Кровь ощелачивается при дыхании правой ноздрёй с поступлением «Психеона». Жаль, что сейчас Караваевский «Психеон» или «дых» не выпускается. Можно вдыхать не просто окружающий воздух, а пары розового, пихтового масла, прополиса или ментола.

и дыхание ноздрей проверяйте тогда, когда ноги у вас в тепле, чтобы не было ошибки тестирования на КЩР. Увеличение скорости оседания эритроцитов, увеличение пульса, повышение давления крови, уменьшение вязкости крови, ощущение перегрева, повышенная кислотность желудочного сока, склонность к запорам свидетельствует о сдвиге КЩР к кислотному уровню. При щелочном сдвиге все эти процессы происходят в обратном направлении.

Караваев после тщательного анализа методов йогического дыхания разработал и поставил на научную основу эту дыхательную гимнастику. Он разработал эту гимнастику для того, чтобы сделать дыхание ноздрей одинаковым. Караваев рекомендовал делать правильное дыхание вместе с практикой правильного самовнушения или психотерапии. Это сочетание дает отличный результат на практике.

Упражнения дыхательной гимнастики.

При выполнении комплекса упражнений дыхательной гимнастики В.Караваева нужно выполнять следующие правила:

1. Упражнения дыхательные делают на пустой и опорожненный желудок. Пища должна быть переварена в желудке и выведена из желудка. Отвар трав и углекислый кальций можно принять перед дыхательной гимнастикой. После еды глубоко дышать нельзя, должно пройти полчаса времени. Диафрагма при проведении дыхательных движений мешает желудку выполнять пищеварение. А желудок, наполненный пищей, мешает диафрагме выполнять правильное дыхание.

2. При проведении дыхательных движений и ежедневно, во избежание любых потерь энергии следует держать в тепле свод стопы ног и спину, где находятся нервные центры и нервные каналы. Одеваться надо легко и тепло, не приводя организм к перегреву. Остерегайтесь сквозняков и сильного переохлаждения.

3. Сядьте удобно, устойчиво и прямо, не прислоняясь к упору спинки стула спиной, чтобы нервные энергетические центры, которые расположены в позвоночнике, были приведены в активное состояние. По закону обратной связи прикосновение позвоночника к спинке стула приводит ваш процесс мышления в пассивное состояние. Голову и корпус тела держать прямо, скелетные мышцы туловища надо расслабить, ноги под сиденьем скрестить для лучшей устойчивости. Можно сесть и на диване на сложенное одеяло, прикрыв ноги для тепла.

4. Свести вместе лопатки для улучшения вентиляции в лёгких, для улучшения циркуляции биотоков и кровообращения.

5. Зубы нельзя никогда держать сжатыми вообще, а во время дыхания должны находиться в разжатом состоянии. Челюсти, как батареи биоэлектродов и при сильном сжатии циркуляция биотоков замкнута, как короткое замыкание в электроцепи. Это негативно сказывается на жизнедеятельности головного мозга.

6. Язык во время дыхания надо держать между зубами или прижать его легко к нёбу вверху. Глаза должны быть неподвижны и закрыты. Неподвижность глаз и языка нужна для стабилизации (концентрации) мысли, чтобы мысль не рассеивалась. Но при выполнении дыхания самовнушением (психотерапевтического дыхания) только концентрированная мысль может дать необходимые результаты.

7. Зрачки глаз при закрытых веках направить вверх под углом 45 0 по отношению к горизонтали. Это будет способствовать активному состоянию вашей психики.

8. Дышать необходимо без пауз, глубоко, ритмично, бесшумно и равномерно. При быстрых выдохах и вдохах невозможно использовать всю поверхность лёгочных альвеол. При медленном дыхании протекает наилучшим образом газообмен в организме, а также правильный обмен энергии в крови, в лёгких и в клетках. Только такое дыхание даёт надлежащий эффект в оздоровлении организма человека.

9. Вдох и выдох надо делать без психического и физического напряжения. Лёгкие при вдохе заполнять примерно на 75% от их объёма, чтобы не было напряжённости в лёгких.

10. Выдох надо делать более полным, примерно вдвое продолжительнее вдоха. Контролировать время вдоха и выдоха не надо. Не смущайтесь, если вдох и выдох поначалу не будут продолжительными и глубокими.

11. Дыхательные упражнения делайте попеременно первой или второй ноздрями, а не вместе обеими ноздрями. Дыхание одной ноздрёй будет более глубоким и принесёт больше эффекта.

12. Перед проведением дыхательной гимнастики нужно проверить, какая легче дышит ноздря. Для этого пальцем зажмите правую ноздрю, а ноздрёй левой сделайте равномерный и медленный вдох и выдох. Тоже проделайте и с ноздрёй правой, зажав ноздрю левую. Чем медленнее происходит вдох и выдох ноздрёй, тем точнее можно определить на выдохе, какой ноздрёй легче дышать.

13. Если дышат ноздри не одинаково, то надо дышать только одной ноздрёй. Когда дыхание ноздрёй правой превалирует над левой, то дышать следует ноздрёй правой, зажав ноздрю левую, до того времени, пока не начнут дышать одинаково обе ноздри. Если дышится обеими ноздрями одинаково, то дышать следует попеременно то левой, то правой ноздрёй.

14. При попеременном дыхании двумя ноздрями нужно делать следующее:

1) Сначала сделать полный глубокий выдох, чтобы войти в нужный ритм дыхания.

2) Зажав ноздрю правую, сделать ноздрёй левой глубокий и медленный вдох.

3) Быстро, без паузы, зажав пальцем ноздрю левую, сделать ноздрей правой полный выдох.

4) После выдоха следует сделать этой же ноздрей глубокий и медленный вдох.

5) Зажав правую ноздрю пальцем, сделать ноздрей левой полный выдох и так далее.

15. При дыхании только правой или только левой ноздрёй необходимо делать следующее:

1) Сделать глубокий, полный выдох.

2) Зажав пальцем только левую или только правую ноздрю, надо сделать глубокий и медленный вдох.

3) Быстро, без паузы, сделать левой или правой ноздрёй полный выдох по возможности, затем левой или правой ноздрёй вдох и так далее.


Правильное дыхание и эти дыхательные упражнения одной левой или одной правой ноздрёй надо проводить до тех пор, пока в подкорковых структурах мозга не начнётся перегрев. Гипоталамус автоматически включит их охлаждение и это выразится в том, что левая ноздря станет тогда дышать легче, чем дышит правая ноздря. Это будет ощущаться при проведении выдоха ноздрёй левой. В этом случае рекомендуется во время вдоха ноздрёй левой применять психеон или его заменитель.

Дышать так надо до того времени, пока вы не почувствуете, что во время выдоха ноздря правая стала легче дышать. Началось переохлаждение мозга, так психеон охлаждает. В случае, когда ноздря правая дышит легче, чем левая ноздря, при проведении вдоха к ноздре левой не нужно подносить психеон.

16. Для большей эффективности профилактики и укрепления здоровья, В.В.Караваев рекомендовал объединить дыхательную гимнастику с практикой правильного самовнушения (психотерапия или ). Он советовал при выполнении упражнений дыхательной гимнастики производить путём самовнушения перепрограммирование сознания с отрицательных качеств характера и эмоций на положительные.

Для этого при выполнении комплекса упражнений дыхательной гимнастики надо убедительно внушать себе и сильной концентрированной мыслью строить в сознании следующий психический стереотип:

«Я смелый, сильный, спокойный, терпеливый и упорный. Хозяин своей твёрдой воли! Хочу быть здоровым, могу быть здоровым и буду здоровым! С каждым днём мне становится всё лучше и лучше!».

В своих мыслях представляйте себе при выполнении комплекса упражнений дыхательной гимнастики, что вы вместе с воздухом вдыхаете, к примеру, смелость. Воображайте на выдохе себя смелым в той жизненной ситуации, где вам смелости не хватает. Это быстро поможет избавиться в сознании страха старости, болезни и смерти. Сами рисуйте в сознании своём такую картину, где вы молоды и здоровы!

На вдохе мысленно стройте такую модель, как в ваше тело входит молодость, энергия и здоровье, а на выдохе себя представляйте помолодевшим, оздоровившимся, полным бодрости и сил.

17. Может быть головокружение во время выполнения дыхательных упражнений. Но оно быстро проходит. Надо подождать, пока оно прекратится, и спокойно продолжать дыхательные упражнения дальше.

18. В течение первых трёх дней гимнастику надо делать перед едой, по 15 минут, и четвёртый раз сделать перед сном, но без последующей еды. Прибавляя ежедневно по 5 минут гимнастики, необходимо довести выполнение одного сеанса дыхательной гимнастики до 30 минут.

19. Энергию, полученную за счёт дыхательной гимнастики и психкультуры, надо расходовать экономно. Много полезной энергии тратится для половой жизни, во время переохлаждения организма и во время пустых разговоров. Необходимо отучиться от своей вредной привычки к болтовне. Разговоры надо вести при необходимости, а принимать еду и питьё по потребности организма.

20. Когда вам жарко, во избежание перегрева организма, закройте ваткой правую ноздрю и дышите левой. Когда вам холодно, во избежание переохлаждения организма, закройте ваткой левую ноздрю и дышите одной правой ноздрёй.

21. Выполняя работу, связанную с большими физическими нагрузками, фиксируйте ваше внимание на выдохе и ритмично дышите в такт ходьбе таким образом: 1 шаг — вдох, 2 шага — два выдоха.

Выполняя ежедневно упражнения дыхательной гимнастики Караваева В.В., вы постепенно обретёте правильное дыхание своего организма. Делайте с удовольствием упражнения дыхательной гимнастики!

Дыхание йогов через левую или правую ноздрю. (видео)

Йога и тренировки придают особенное значение дыхательным упражнениям. Глубокие вдохи и выдохи имеют множество преимуществ. Они помогут сделать правильное формирование вашего носа.

  • Сядьте удобно. Заблокируйте одну ноздрю, вдохните через другую ноздрю и держите 4 сек.
  • Затем заблокируйте другую ноздрю и выдохните, когда освободите ноздрю, которую вы изначально заблокировали.
  • Повторите упражнение, заблокировав другую ноздрю.
  • Сделайте 3 сеанса по 10 повторений в каждом.

Восстанавливайте и укрепляйте своё здоровье!

Основой нашей жизни является дыхание, которое так естественно, что мы его не замечаем.

Однако, когда мы напряжены физически или психологически, наше дыхание учащается. Мы не только замечаем его, но и испытываем дискомфорт из-за одышки или нехватки воздуха, если находимся в закрытом душном помещении.

Что мы знаем о правильном дыхании – основе жизни – здоровья и долголетия ? Знаем, что нам нужен кислород, что нужно дышать через нос, поскольку воздух в носу согревается, очищается от пыли и микробов. Знаем – нужно чаще бывать на воздухе, проветривать помещения, где находимся.

Но мало кто знает, что от правильного дыхания зависит не только здоровье, но и наши молодость и долголетие.

Какое дыхание правильное?

Современная медицина утверждает, что глубокое дыхание качественнее поверхностного, поскольку в организм попадает больше кислорода, улучшается кровообращение, а значит питание клеток. А при поверхностном дыхании мелкие альвеолы (воздушные ячейки легких) не участвуют в дыхании. В них застаивается «грязный» воздух, насыщенный продуктами обмена, что негативно сказывается на функциях лёгких и нарушает обменные процессы в организме.

Древняя китайская медицина и даосское учение придерживались такой же точки зрения – дыхание должно быть глубоким, но очень медленным, как у младенца (брюшное). Большинство из нас, за исключением певцов, взрослея забывает этот природный способ дыхания и дышит мелко грудью.

В современном бешеном ритме жизни мы постоянно находимся в напряжении, беспокоимся по мелочам, наши капилляры сжимаются. Это вызывает проблемы с доставкой крови и обменом кислорода и углекислого газа. Нарушается внутреннее (клеточное) дыхание, что приводит к болезням.

Пока мы молоды и подвижны, жизненная сила дыхания достаточная. Но после 50-60 лет результатом неправильного дыхания становятся повышенное артериальное давление, диабет, сердечно-сосудистые болезни, заболевания печени и др.

Как научиться правильно дышать

Выбор метода или техники правильного дыхания

Существует множество методов . Выбирать их надо в зависимости от ваших потребностей и наличия тех или иных заболеваний.

Поделюсь своим опытом выбора и выполнения дыхательных движений. У меня бывает повышено артериальное давление, согласно возрасту, а также посещают и другие сосудистые симптомы: головокружение, звон в ушах и т.п.

В первую очередь я ознакомилась с некоторыми техниками дыхания (их в интернете много), попробовала выполнить и последила за реакцией моего организма, комфортностью состояния при выполнении.

С давних лет мне был знаком метод очищающего дыхания из йоги (занималась когда-то). Заинтересовали дыхательные упражнения японских менеджеров (прочитала в журнале). Объединив две методики, опробовала их и отметила результативность. С тех пор успешно применяю эти дыхательные движения на протяжении многих лет.

Такая техника правильного дыхания спасает меня в период усиленной интеллектуальной нагрузки. После выполнения упражнений в течение 5-10 минут чувствую себя отдохнувшей, как после сна.

О правильном дыхании я помню всегда, а свою дыхательную технику применяю при резких скачках давления, в стрессовых ситуациях, во время приступов тревоги и нехватки воздуха из-за проблем со щитовидной железой.

Техника дыхания из личного опыта

  1. Принять правильную естественную позу. Поза становится естественной тогда, когда Вы находитесь в удобном и комфортном положении: лёжа, сидя или стоя. Не ощущаете никакого напряжения в теле. Напряжение способствует спазму сосудов и плохому кровообращению. Чувствуете себя легкими и спокойными. Это не значит, что Вы расслабились так, что мышцы «повисли», как во время медитации. Нет. Это другое положение, когда Ваш ум почти свободен от мыслей, а тело не напряжено. Ваше внимание сконцентрировано на дыхании. Спина прямая, позвоночник находится строго в горизонтальном (лёжа) или вертикальном положении (сидя, стоя). Голова при позе сидя или стоя должна быть зафиксирована на шее прямо.
  2. Сделайте плавный бесшумный, но полный вдох носом на счет 1, 2, 3, 4 (как будто нюхаете цветы). Представляйте, как воздух медленно втягивается от кончика носа через легкие в живот, раздувая его. Таким образом, воздух наполняет даже нижние части лёгких, при этом растягивает диафрагму, отделяющую грудную клетку от полости живота.
  3. Задержите воздух в себе в течение 3 секунд (мысленно считая до 3).
  4. Выдыхайте спокойно и медленно через рот в течение 4 секунд. Затем на счете 5, 6, 7 сделайте три сильных выдоха ртом, подтянув живот к ребрам. Это будет похоже на три толчка диафрагмы вверх, в результате которых самые мелкие альвеолы легких смогут освободиться от воздуха. Этот элемент очищающего дыхания позволит очистить самые укромные места легких от застоявшегося воздуха и скопившейся слизи. Если кому-то трудно резко заканчивать выдох толчками, подтянув живот, можно выдыхать спокойно через нос на счет 7.
  5. После выдоха нужно снова задержать дыхание, просчитав мысленно до 8. Когда Вы хорошо освоите эту дыхательную технику, сможете на выдохе дольше. Например, я могу делать паузу на выдохе до 12-15 секунд.
  6. Снова медленно глубоко вдохните через нос, как описано в пункте 2 и повторите дыхательный цикл.

Итак, дыхательная техника состоит из вдоха на счет 4, задержки дыхания на вдохе на счет 3, выдоха длительностью 7 секунд и задержки дыхания на выдохе до 8 секунд (4, 3, 7, 8).

В начале практики правильного дыхания – основы жизни – здоровья и долголетия , Вы сможете сделать 5-7 циклов «вдох-задержка-выдох-задержка».

По мере тренировки доведете это число до 12 циклов. В течение дня можно делать сколько угодно подходов такой дыхательной гимнастики по надобности.

Регулярность занятий позволит привыкнуть дышать правильно: медленно и глубоко, с задержками на вдохе, чтобы увеличить приток кислорода, и – на выдохе, чтобы повысить уровень углекислоты в крови. Правильным и наиболее полезным для здоровья считается дыхание животом или диафрагмой.

Зачем организму нужен углекислый газ?

Зачем нужна на выдохе? Дело в том, что для равномерного распределения в организме кислорода, поступившего во время вдоха в легкие, необходим нормальный уровень углекислоты СО2 в крови – около 6.4%. Если этот уровень ниже из-за поверхностного дыхания или пожилого возраста при малоподвижном образе жизни, вдыхаемый кислород не доходит до клеток организма, а остается неабсорбированным и на выдохе покидает организм.

Необходимость достаточного уровня углекислоты в крови для здоровья организма доказали ученые:

  • Нормальный уровень СО2 стимулирует процесс дыхания. Оказывается, уменьшение поступления кислорода не является для нашего организма сигналом для его пополнения. Таким сигналом служит повышение уровня углекислоты в крови.
  • Углекислый газ регулирует кровоток в организме, поскольку расширяет сосуды и способствует доставке кислорода к клеткам.
  • Углекислота регулирует pH крови, не позволяя ей закисляться.
  • Достаточный уровень СО2 в крови отвечает за метаболизм, работу эндокринной системы, состав крови, синтез белков и формирование новых клеток (омоложение).
  • От нормального уровня СО2 зависит физическое состояние человека и интенсивность процессов его старения.

В молодом возрасте нормальный уровень углекислоты в крови обеспечивается достаточной физической активностью человека. У людей пожилых, когда снижается двигательная нагрузка, падает и уровень СО2 в крови до 3-4%, поэтому восполнить его может правильное дыхание.

Польза правильного дыхания и правила выполнения

Полезность

Пользу правильного дыхания – основы жизни – здоровья и долголетия трудно переоценить, поскольку от нормального насыщения крови кислородом и углекислотой улучшается кровообращение; нормализуется артериальное давление и работа сердечной мышцы; активизируются функции мозга и нервной системы; за счет внутреннего массажа движущейся диафрагмы; укрепляются мышцы спины, плечевого пояса и живота, что значительно улучшает состояние позвоночника и осанку.

В результате постоянной практики дыхательных упражнений со временем (не сразу) Вы почувствуете бодрость и прилив энергии, отличное самочувствие и повышение интеллектуальной деятельности. У Вас улучшится цвет лица, кожа будет упругая и молодая. Можете даже сбросить несколько килограммов веса. И уж точно не будете болеть заболеваниями легочной системы, так как Ваши легкие будут натренированными и хорошо проветриваемыми.

Кроме того, ученые утверждают, что дыхательные техники усиливают движение лимфы, которая быстрее выводит токсины и продукты жизнедеятельности клеток, тем самым оздоравливает организм.

Основные правила выполнения

Основных правил выполнения дыхательной гимнастики немного:


Единственный дискомфорт, который ощутим во время дыхательной гимнастики, – это головокружение, и то – лёгкое.

Противопоказания

Людям, перенесшим операции, инфаркт, страдающим декомпенсированной сердечно-сосудистой патологией, заболеваниями эндокринной системы, высокой степенью близорукости, глаукомой в острой стадии, инфекционными заболеваниями в остром периоде, а также тем, у кого диагноз – гипертония с высокими цифрами артериального давления, следует отказаться от такой дыхательной техники.

Всем остальным после консультации с врачом, рекомендую технику правильного дыхания для омоложения и продления жизни в результате торможения процессов старения клеток.

Чтобы этого достигнуть и нормализовать все процессы в организме не забывайте хорошо высыпаться, правильно питаться, закаливать свой организм, избегать стрессов, курения, приема алкоголя.

Дышите глубже и медленнее! Будьте здоровы и счастливы!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мулымская СОШ

Проект по работе с родителями

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья, долголетия

Выполнила: воспитатель

1 квалификационной категории

Т. В. Магомедова

п. Мулымья

2016г.

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять :

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Проект «Правильное дыхание основа жизни, здоровья и долголетия»

Актуальность: В настоящее время большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовым и к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция снижения качества здоровья: увеличилось количество врождённых аномалий, растёт число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечно - сосудистой системы, заболеваний верхних дыхательных путей и т.д

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод, что состояние здоровья детей требует особого внимания родителей и специалистов ДОУ. Семья и ДОУ – это важнейшие социальные институты, определяющие развитие ребенка. У семейного и общественного дошкольного воспитания различное предназначение и у каждого своя уникальная миссия, поэтому семья и ДОУ не могут друг друга заменить. Сотрудничество семьи и педагогов предполагает объединение их усилий, их совместную деятельность, выстраивание партнерских отношений для обеспечения максимально благоприятных условий развития и воспитания детей в семье и в ДОУ. Педагоги – носители педагогической культуры. В совместной деятельности с педагогами родители могут приобрести ценный практический опыт, необходимый для развития и оздоровления ребенка в условиях семьи.

Лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДОУ позволит организовать более эффективную деятельность по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей с раннего возраста, предполагающую формирование у семей воспитанников ДОУ потребности к здоровому образу жизни и как следствие снижение заболеваемости детей.

Цель проекта: развитие сотрудничества между родителями и педагогами по вопросам оздоровления и профилактики заболеваемости детей, расширение и углубление знаний родителей, воспитателей, воспитанников о здоровом образе жизни и как следствие снижение заболеваемости детей.

Задачи: установление между родителями и воспитателями доверительных, партнерских отношений.

Участники проекта: родители, дети, воспитатели и другие специалисты

Тип проекта: краткосрочный

Сроки реализации проекта: 1 месяц

Планируемый результат: Родители станут больше интересоваться о мероприятиях, проходящих в детском саду, начнут активнее участвовать в жизни группы, чаще предлагать свою помощь в проведении праздников и т.д. У детей уменьшатся заболевания ОРВИ, ОРЗ. Будет наблюдаться положительная динамика в настроении, эмоциональной активности детей, в успешном овладении основными видами двигательной активности, в освоении программы детского сада

Между родителями и педагогами установятся доверительные отношения, педагогам станет легче работать, т.к родители станут большими помощниками в проведении многих мероприятий и спортивных досугов.

План проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Планируемый результат

1.Устный опрос и индивидуальные беседы на темы « «Зачем гулять с детьми? и т.п.

2. Письменный опрос (анкеты)

(См. приложение № 1)

3. Консультация для родителей «Научите ребенка правильно дышать»

(См. приложение №2)

4. Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика»

(См. приложение №3)

5. Игровой комплекс дыхательной гимнастики

(См. приложение №4)

6. Сообщение для родителей «Лечебная гимнастика»

1-я неделя

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Анализ полученной информации с целью выделения актуальных задач, определения тем, форм и методов для решения этих задач.

У родителей повысится ответственность за физическое здоровье и развитие своих детей

У семей воспитанников сформируются потребности в освоении технологий оздоровления детей

Родители приобретут практические знания, умения, навыки по осуществлению оздоровительной работы

Список использованной литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
3. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
4. 6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012

Приложение №1

Анкета для родителей

\ Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Данная информация поможет нам организовать более эффективную совместную деятельность по оздоровлению детей.

    Каково состояние здоровья вашего ребенка?

    очень хорошее
  1. хорошее

    нормальное

    плохое

    Когда в последний раз проверяли здоровье ребенка?

    в этом месяце
  2. в этом полугодии

    в этом году

    Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

постоянно

часто

очень редко

не занимается

    Считаете ли вы питание своей семьи рациональным?

да

нет

затрудняюсь ответить

    Как Ваш ребёнок проводит досуг?

    у бабушки
  1. гуляет во дворе

    смотрит телевизор

    свой вариант ответа

    ___________________________________________________________________________________________________________________

    Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?

    да
  2. нет

    затрудняюсь ответить

    Ваша семья ведет здоровый образ жизни?

    да
  3. нет

    затрудняюсь ответить

    Вы приобщаете своих детей к здоровому образу жизни? Если да, то каким образом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Приложение№2

Консультация для родителей

«Научите ребенка правильно дышать»

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.

Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком . Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру : заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания...

Можно дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Очень увлекательная игра – ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата.

Еще одна очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает.

Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.

Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»

Приложение№3

Дыхательная гимнастика для детей

Хорошо бы во время прогулок делать «вытягивающую» гимнастику. Бросьте на травку небольшой коврик.

Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребенок должен медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.

Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом – левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.

Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить ее, потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами можно попросить малыша «выгнуться кошечкой».

Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Контролируйте дыхание малыша. Потом попросите поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.

Объясните малышу, что он не только подышал, но и помог себе расти.

Хорошо было бы сделать такие прогулки систематическими (кстати, и вам дыхательная гимнастика не только не помешает, но и вернет затраченные силы).

Приложение №4

Игровой комплекс дыхательной гимнастики

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Выполнять лучше до завтрака или после ужина.

Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОС.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

Вот пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

Часики
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Трубач
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Петух
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

Каша кипит
Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Паровозик
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

На турнике
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6–8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

Насос
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Регулировщик
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Вырасти большой
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Лыжник
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Маятник
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.

Гуси летят
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».

Семафор
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время - лучше на воздухе во время прогулки…

Приложение №5
Лечебная гимнастика

Следующий комплекс упражнений назначают детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите. Курс ЛФК должен продолжаться 3-4 месяца. Лечебная гимнастика не только способствует быстрому выздоровлению ребенка, но и предупреждает возникновение повторных ОРВИ.

Общая продолжительность занятия 10-15 минут

Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе – руки в стороны, при выдохе – руки по швам. Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета – вдох, на 3 счета – выдох.

1. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.

2. «Вырасти большой». ИП – стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.

3. «Дотянемся до пяток». ИП – Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.

4. «Сигнальщик». ИП – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.

5. «Пружинка». ИП – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

6. «Тюлень». ИП – лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.

7. «Прямая спинка». ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.

8. «Чистый носик». МП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.

Дыхательная гимнастика для укрепления иммунитета малыша

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

4. Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.

7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.

8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

9. Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

11. Веселая пчелка
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

12. Великан и карлик
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.

С помощью этих упражнений ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85» Юридический адрес:410003, г.Саратов, ул.Чернышевского,211,тел:23-95-01 ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Правильное дыхание-основа жизни, здоровья, долголетия» Воспитатель: Бусыгина К.П.

«Правильное дыхание – основа жизни, здоровья, долголетия». Обучение правильному дыханию - одна из основных форм физического воспита­ния детей с ослабленным здоровьем. Нарушение функции дыхания препятствует нормаль­ному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка так же, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения надо с младенчества.

Почему же правильное дыхание так нам нужно? Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться). Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма.

Дыхательные игры и упражнения играют важную роль в усилении легочной вентиляции, улучшения окислительно-восстановительных процессов, укреплении дыхательных мышц. Кроме того, они помогают снизить нагрузку при выполнении физических упражнений.

Почему дыхательная гимнастика нужна? Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Поэтому я предлагаю с ребенком заниматься развитием дыхательного аппарата в форме игры. Часики. Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».

« Вырасти большой » . Ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опуститься - выдох (6-8 раз).

« Каша кипит». Сидя на пятках, кисти рук поставить на плечи, вдох - втянуть живот, на выдохе со звуком « ш-ш-ш » « Гуси». Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Наклон вперед, выдох со звуком « ш-ш-ш », выпрямиться - вдох.

«Петушок». Ноги на ширине ступни, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам, выдыхая произнести: «Ку-ка-ре-ку». «Ежик». Лежа на спине. Согнуть ноги в коленях, обхватить их руками, подтянуть голо­ву как можно ближе к коленям; выпрямиться со звуком « ф-ф-ф ».

Обучив ребёнка простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ

Спасибо за внимание!


Из книги в книгу мелькает информация: «Человек должен и может жить до 120-150 лет. Этот возраст заложен природой». Но лишь единицам удается дожить до преклонной старости и при этом сохранить силы и здоровье. Большинство людей достигает 60-70 лет и приходит к этому рубежу с целым букетом различных заболеваний.

Что мешает нам быть здоровыми хотя до 50-60 лет?

С первых минут появления на свет человек подвергается воздействию различных раздражителей. Организм готов к ним, он обладает удивительными способностями приспосабливаться к очень разным условиям: жара или холод, полный покой или активные действия. Но лишь при условии, что мы ему не мешаем, доверяем. Иначе организм перестает справляется с проблемами и подает сигнал бедствия — болеет. И мы его лечим. Не важно чем — таблетками травами или голоданием. Иногда проблема отступает, но вскоре возникает новая. Почему? Потому что прежде чем лечить, надо задуматься о сути болезни, о том, зачем она нам дана. Ответ на этот вопрос вы можете дать уже сейчас, прочитав всего один абзац этой главы: болезнь — это показатель того, что мы что-то делаем неправильно — мешаем организму. И чаще всего мы мешаем ему правильно дышать.

С дыхания начинается жизнь. Первое действие ребенка, появившегося на свет — это глубокий глоток воздуха. От дыхания зависит функционирование наших органов и систем. Красота, молодость и долголетие напрямую связаны с нашими дыхательными процессами. Они регулируют нашу физическую и умственную активность. От дыхания зависят также наши мысли и эмоции, настроение и даже проявление творческих способностей. Дыхание является отражением нашего внутреннего состояния и взаимодействия с окружающим миром. Каждый вдох и выдох формирует человека. Но в то же время это настолько естественный механизм, что мы не обращаем на него никакого внимания.

Как правило, мы не задумываемся, как дышим и чем дышим. И напрасно. С одной стороны, дыхание — это физиологический процесс, во время которого происходит естественный газообмен в организме. Но с другой стороны, дыхание — это такой же важный источник получения энергии, как и питание. Во время вдоха вместе с кислородом поступают жизненные силы. На выдохе организм освобождается не только от углекислого газа, но и от негативной энергии и напряжения.

Дыхание — это полуавтономная функция. То есть мы вроде как не задумываемся над тем как вдохнуть или выдохнуть, но при желании можем сознательно контролировать дыхание, в отличие от сердцебиения.

Вернемся к началу главы и постараемся ответить — как же, нарушая естественный процесс дыхания, человек мешает организму пополнять запас энергии и очищаться — вспомним, что представляет собой дыхательная система и как она работает.

Дыхание — это результат сложной работы целой системы органов.

Центральным органом дыхательной системы являются легкие . Они состоят из мельчайших пузырьков (альвеол), окружающих бронхиолы. Их насчитывается около 700 млн. К альвеолам через легочные артерии поступает венозная кровь, а через дыхательные пути — атмосферный воздух.

Главная функция легких — газообмен . Газообмен — это перемещение газов и изменение их состава внутри организма. В ходе газообмена из потребляемых газовых смесей забирается кислород и выделяется углекислый газ, различные газовые примеси, инертный азот и пары воды.

В дыхательную систему также входят полости носа и рта, глотка, гортань, трахея и бронхи.

Сначала воздух попадает в полость носа и носоглотку. Они неподвижны. Их форма не случайна: носоглотка создана так, чтобы усиливать звук нашего голоса, придавать ему тембр и звучность.

Далее воздух проходит в глотку, где пересекаются дыхательные и пищеварительные пути, а затем в трахею, где оседает пыль и чужеродные частицы, которые могут попасть в организм. Кроме того, функция трахеи состоит в увлажнении воздуха. Из нее воздушный поток проходит в бронхи.

Бронхи представляют собой трубки, образующиеся при раздвоении трахеи. Они оканчиваются бронхиолами, находящимися в легких. Задача бронхиол заключается в распределении кислорода. До легких воздух доходит уже нагретым, очищенным от основного количества механических примесей и увлажненным.

Дыхательные движения осуществляются диафрагмой (она отделяет легкие от брюшной полости) и межреберной мускулатурой. При вдохе мышцы поднимает грудную клетку, диафрагма сокращается и уплотняется. Вследствие этого процесса объем легких увеличивается, и воздух проникает в легкие. Процесс напоминает работу обычного насоса. При выдохе межреберные мышцы расслабляются, диафрагма поднимается вверх и воздух выталкивается из организма.

В процессе газообмена первостепенное значение имеют кислород и углекислый газ.

Кислород поступает в организм вместе с воздухом, через бронхи, затем попадает в легкие, оттуда — в кровь, а из крови — в ткани.

Углекислый газ проходит эту цепочку в обратном направлении: образуется в тканях, затем поступает в кровь и оттуда через дыхательные пути выводится из организма.

У здорового человека эти два процесса находятся в состоянии постоянного равновесия: соотношение углекислого газа и кислорода составляет пропорцию 3:1.


Углекислый газ, вопреки широко распространенному мнению, необходим организму не меньше, чем кислород:

Давление углекислого газа влияет на кору головного мозга, дыхательный и сосудо-двигательный центры;

Углекислый газ обеспечивает тонус и определенную степень готовности к деятельности различных отделов центральной нервной системы;

Отвечает за тонус сосудов, бронхов, обмен веществ, секрецию гормонов, электролитный состав крови и тканей;

Опосредованно влияет на активность ферментов и скорость почти всех биохимических реакций организма.

Кислород же служит только энергетическим материалом, и его регулирующие функции ограниченны.

Виды дыхания

В спокойном состоянии человек обычно вдыхает и выдыхает по 400-500 мл газовой смеси. Хотя максимальный объем выдоха после самого глубоко вдоха достигает в среднем 3500 мл. Этот показатель называется жизненной емкостью легких.

У здорового человека газообмен происходит с одинаковой частотой вдоха и выдоха (16-20 дыханий в минуту). У детей частота дыхания выше. Она составляет 20-30 дыхательных движений в минуту; у грудных детей — 30-40; у новорождённых — 40-60. Частота дыхания может колебаться в зависимости от физической активности, эмоционального настроя, состояния здоровья. При этом каждый человек способен произвольно менять ритм, глубину, структуру и уровень дыхания, использовать в различных ситуациях и разные виды дыхания. В зависимости от того, какие мышцы работают, дыхание может быть брюшным или диафрагмальным, грудным или межреберным (оно в свою очередь делится на верхнее и нижнее) и смешанным или полным.


Брюшное дыхание осуществляется при помощи сокращения диафрагмы и мышц брюшной полости при относительном покое стенок грудной клетки. При вдохе плечи опускаются, грудные мышцы ослабевают, диафрагма сокращается и опускается. Это увеличивает отрицательное давление в грудной полости, и заполняется воздухом нижняя часть легких. При этом повышается внутрибрюшное давление и выпячивается живот. Во время выдоха диафрагма расслабляется, поднимается, брюшная стенка возвращается в исходное положение.

Зачем нужно

Во время диафрагмального дыхания осуществляется массаж внутренних органов. Чаще всего такое дыхание встречается у мужчин. Оно также возникает, когда человек отдыхает, как правило, во время сна.


Нижнее грудное дыхание задействует межреберные мускулы. В результате сокращения мышц, грудная клетка расширяется наружу и вверх, в легкие поступает воздух, и происходит вдох. Во время нижнего дыхания заполняется лишь часть легких, и задействуются только ребра, но остальные части тела остаются неподвижными. В результате не происходит полноценного процесса газообмена.

Зачем нужно

Нижнее грудное дыхание, как правило, используют женщины. К нему также прибегают люди, которые часто находятся в сидячем положении, т. к. им все время приходится наклоняться вперед для чтения или письма.


Верхнее грудное дыхание происходит за счет работы мускулатуры ключиц. При вдохе ключицы и плечи поднимаются, и в легкие поступает воздух. При этом приходится прилагать много усилий, т. к. частота вдохов и выдохов увеличивается, а поступление кислорода оказывается незначительным. Такое дыхание можно преднамеренно вызвать, если втянуть живот. В верхнем грудном дыхании участвует только незначительная часть легких и газообмен происходит неполноценно. В результате воздух как следует не очищается и не согревается.

Зачем нужно

К этому типу дыхания прибегают женщины во время родов.


Смешанное или полное дыхание приводит в движение весь дыхательный аппарат. При этом человека работают все виды мускулатуры, и диафрагма, и полностью вентилируются легкие.

Зачем нужно

Такое дыхание удаляет шлаки, стимулирует обмен веществ, обновляет организм.

При этом дыхание может быть как глубоким, так и поверхностным. Поверхностное дыхание является легким и ускоренным. Частота дыхательных движений составляет до 60 движений в минуту. При этом делается беззвучный вдох и шумный интенсивный выдох. Это позволяет сбросить напряжение со всех мышц тела. При поверхностном типе дыхания легкие лишь частично наполняются воздухом.

Поверхностно дышат только маленькие дети. Чем старше становится ребенок, тем меньше вдохов за минуту он совершает. Дыхание взрослого человека приобретает глубокий характер. Во время глубокого дыхания частота замедляется, легкие максимально наполняются воздухом. Объем вдоха при этом превышает допустимую норму.

Но является ли такое дыхание благотворным для нашего здоровья? И какой вообще тип дыхания является наилучшим?

С детства нас учат глубоко дышать во время физических и психологических нагрузок. Считается, что чем больше кислорода попадет в наш организм, тем лучше «напитаются» наши внутренние органы и тем дольше они останутся здоровыми.

Но, оказывается, глубокое дыхание может возникать у нас и непроизвольно по следующим причинам:

Переедание, особенно злоупотребление белковой и жирной пищей;

Принятие лекарств, особенно антибиотиков, эфедрина, адреналина, кардиамина;

Гиподинамия (низкая физическая активность);

Постельный режим, особенно сон на спине и правом боку;

Перегревание;

Запахи химического происхождения: линолеума, резины, бытовых красок и пр.;

Нервно-психическое напряжение;

Азартные игры;

Курение;

Алкоголь.

Как ни парадоксально, но еще в 1871 г. голландский врач Де Коста доказал, что глубокое дыхание вредно для нашего здоровья!

Русский физиолог Б. Ф. Вериго и датский ученый Н. Бор одновременно открыли явление, ставшее известным как «эффект Вериго — Бора». Они пришли к парадоксальному, на первый взгляд, выводу, что переизбыток кислорода и недостаток углекислого газа ведут к кислородному голоданию.


Дело в том, что глубокое дыхание насыщает легкие кислородом, а значит, вытесняет углекислый газ. Чтобы компенсировать потерю углекислого газа, сосуды сжимаются. Соответственно, уменьшается и поступление кислорода, поскольку он проникает в ткани организма по тем же сосудам, по которым оттуда выводится углекислый газ.

Поэтому представление о том, что глубокое дыхание максимально полно обогащает организм кислородом, является ошибочным.

Для нормального функционирования организма необходимо поддерживать установленный природой баланс углекислого газа и кислорода. Стремление увеличить содержание кислорода за счет глубокого дыхания приводит к кислородному голоданию.

От глубокого дыхания через 1-3 минуты:

Происходит снижение давления или гипотония;

Появляются отеки, мешки под глазами;

Нарушается работа щитовидной железы;

Увеличивается концентрация холестерина вне зависимости от питания.


Кроме того, наукой установлена тесная взаимосвязь между дыханием и тонусом нервной системы. Очевидно, что глубокое дыхание максимально полно выводит углекислый газ. Но приносит ли это пользу для организма? Наблюдения показали, что углекислота является снотворным, успокаивающим и, даже, наркотическим веществом. Поэтому ее уменьшение в нервных клетках приводит к их возбуждению. В результате появляются такие симптомы как бессонница, раздражительность, ухудшение памяти, и как следствие, астма, гипертония, инфаркты, инсульты и т. д. Кроме того, уменьшение углекислого газа в крови приводит к понижению уровня pH. В итоге среда в организме сдвигается в щелочную сторону, что нарушает активность ферментов и витаминов и неизбежно ведет к неправильному обмену веществ, ослаблению иммунитета, аллергическим реакциям.

Как же поддержать оптимальный баланс глубины дыхания, баланс между кислородом и углекислым газом, чтобы не навредить организму?

Что такое правильное дыхание

Большинство людей уверены, что они дышат правильно. Ну а что, казалось бы, здесь сложного. Но в большинстве случаев мы ограничиваемся поверхностным дыханием, или наоборот, делаем упор на глубоком. И то и другое отклоняется от природной нормы. Только когда начинаются проблемы со здоровьем, мы вспоминаем о своем дыхании.

Правильное дыхание предполагает использовать весь объем своих легких и предоставлять в распоряжение организма достаточное количество кислорода и углекислого газа.


Правильное, оздоровляющее дыхание человека состоит из трех фаз:

1) непроизвольного беззвучного вдоха (обязательно через нос);

2) выдоха;

3) краткой паузы — передышки.

Все три фазы всегда присутствуют в акте дыхания. Выдох составляет около одной секунды, затем следует пауза — около полутора секунд, и возврат дыхания (вдох) — около секунды. Временное соотношение может изменяться в зависимости от вида и интенсивности нагрузок. Трехфазное дыхание предусмотрено законами природы. И могу вас уверить оно является наиболее оптимальным и эффективным. Кстати говоря, именно во сне здоровый человек дышит максимально правильно, т. к. дыхание сознательно не контролируется, потому что во сне управление этим процессом целиком передается дыхательному центру.

Трехфазное дыхание представляет собой цикл, который у нетренированного человека повторяется в среднем 16 раз в минуту, а у тренированного — примерно 8-10 раз в минуту.

Правильное дыхание облегчает работу сердца, усиливает дыхательные движения грудной клетки и диафрагмы и стимулируют внесердечный механизм кровообращения. Оно укрепляет сразу все органы человеческого тела, связанные с дыханием (голосовой аппарат, легкие и диафрагму). Благодаря правильному дыханию восстанавливается нормальная деятельность нервной системы, увеличивается жизненная емкость легких, кровь и ткани активно насыщаются кислородом, что влияет на значительное улучшение общего состояния и работоспособности.

Для того чтобы определить ритм правильного дыхания, необходимо сесть на стул в свободной, расслабленной позе. Одежда не должна стеснять тело.

Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании. Проследите за ним, но не пытайтесь сознательно вмешиваться в процесс. Вашей задачей является проследить за последовательностью заполнения и освобождения легких:

Сначала плавно наполните воздухом нижнюю часть легких так, чтобы живот выдвинулся вперед, диафрагма опустилась вниз, затем среднюю (при этом поднимутся ребра и грудь), и наконец верхнюю (при этом должны подняться ключицы, а живот подтянуться к позвоночнику);

Во время выдоха у вас должен втянуться живот, подняться диафрагма, а затем опуститься грудь и плечи;

Движения при вдохе и выдохе должны быть мягкими, плавными, без резких толчков и напряжения;

Повторите 3 раза;

На четвертом вдохе задержите дыхание и засеките время в секундах;

Сделайте выдох и снова зафиксируйте время, в течение которого вы можете обходиться без поступления воздуха в легкие;

Сравните полученные результаты.

В большинстве случаев продолжительность вдоха и выдоха будет различной. У кого-то слишком короткий вдох, а у кого-то — выдох. При правильном дыхании продолжительность вдоха и выдоха должны совпадать. Если у вас есть разница между вдохом и выдохом, настало время серьезно взяться за свое здоровье. Как только вы овладеете техникой правильного дыхания, оно станет для вас первоочередной потребностью и привычкой.

Техники правильного дыхания

О том, что такое правильное дыхание люди задумывались издавна. Первые сведения по этому вопросу датируются VI веком до нашей эры. Старейшие изречения о методе правильного дыхания высечены на камне: «При дыхании нужно поступать следующим образом: задержать дыхание, оно накапливается, если накопилось, распространяется дальше, если распространяется дальше, то спускается вниз, становится спокойным, если становится спокойным, то укрепляется. Если выпустить, то оно растет, когда выросло, нужно снова сжать. Если его сжать, оно достигнет макушки головы. Там оно давит на голову, давит вниз».

Народы Востока придавали дыхательным упражнениям философский смысл. Дыхание должно было управлять энергией человека, существовать в гармонии с чувствами и мыслями.

В европейской философии и медицине утверждалась связь дыхания души, здоровья и жизни. Научно-техническая революция позволила осознать, что дыхание оказывает существенное влияние на все основные функции и процессы организма. Благодаря ему можно заниматься профилактикой заболеваний.

Исследования XX в. в области дыхания привели к созданию ряда методик правильного дыхания. Первоначально эти методики использовались при заболеваниях органов дыхания, а также в профессиональной подготовке певцов, дикторов, учителей и спортсменов.

И лишь во второй половине XX в. разработка дыхательной гимнастики нашла широкое применение как в традиционной, так и в нетрадиционной медицине.


Существует множество техник, которые нормализуют дыхание, делают его правильным. Среди них:

Восточная дыхательная гимнастика тайцзи цигун;

Техника дыхательной гимнастики бодифлекс;

Гипервентиляционная техника дыхания;

Метод трехфазного дыхания Л. Кофлера — Лобановой-Лукьяновой;

Парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой;

Метод волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко.

Какой же выбрать, подумаете вы? И насколько он будет безопасным? Скажу откровенно, все эти методики чудесно сочетаются друг с другом и каждый может найти оптимальную только для него дыхательную гимнастику. В таблице ниже вы сможете подобрать дыхательные техники исходя из состояния здоровья. Описания всех упомянутых техник вы найдете в этой книге. Некоторые из них я испробовала на собственном опыте и добилась существенных сдвигов в состоянии здоровья. Но, конечно, самое большое открытие я сделала для себя пять лет назад, когда нашла описание метода рыдающего дыхания Юрия Вилунаса. Ничего проще и естественнее придумать нельзя!

Любая из дыхательных техник требует усилий и времени на освоение и выполнение упражнений. Вы не сможете дышать по-йоговски, идя на работу или с работы, моя полы или готовя обед. Может быть, поэтому и результаты от применения всех перечисленных дыхательных гимнастик не столь впечатляющи. Пока болит — занимаюсь, чуть отпустила — начал ленится. Так уж устроен человек. Но метод Вилунаса смог победить даже человеческую лень.






    Комплексное лечение и профилактика заболеваний дыхательными техниками

Похожие статьи