Геннадий дмитриевич горбунов спортивный психолог. Геннадий Горбунов. Три волшебных «В. Спортивная психология разговор о главном

Сегодня в гостях у газеты «Экспресс-недвижимость» - психолог с многолетним опытом оказания «скорой психологической помощи» Сборным СССР по плаванию, легкой атлетике, велотреку, спортсменам футбольного клуба «Зенит», который в течение двенадцати лет представлял СССР в Европейской Федерации психологов спорта. В числе его подопечных немало чемпионов и призёров Олимпийских игр, чемпионатов Мира и Европы. Сегодня он поделится с нашими читателями рецептами психологического здоровья, а также некоторыми интересными случаями из своей обширной практики, накопленной за годы работы в различных регионах земного шара.
Знакомьтесь – Геннадий Дмитриевич Горбунов

«Из «досье» :

Горбунов Геннадий Дмитриевич.
Доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии психологических наук, Почётный работник высшего образования России. С 1971г. совмещает преподавательскую деятельность с работой практического психолога в спорте высших достижений, а с середины 90-х годов и с работой психолога-консультанта в бизнесе (Personal Coach). По вопросам самопознания, саморегуляции, самосовершенствования и достижения вершин профессионализма вёл семинары и читал лекции во многих городах СССР, России и более чем в 10 странах мира. Заведующий кафедрой психологии Академии им. Лесгафта (1991-1998). В течение пятнадцати лет - член научно-методического Совета Общества «Знание». Долгое время принимал участие в качестве консультанта в телевизионной программе «Музыкальный ринг».
В 1996 г. он признан лучшим лектором в своей области на профессорских чтениях одного из Всероссийских межвузовских фестивалей и является автором книги «Психопедагогика спорта», получившей золотую медаль как лучшая научно-исследовательская работа в области спорта.
Сейчас Геннадий Дмитриевич ведёт в «Адвексе» учебный курс «Психологические основы профессионализма риэлтера».

О вере, прошлых жизнях, филиппинских хилерах и не только

В течение трёх лет Геннадий Дмитриевич был психологом Сборных олимпийских команд Филиппин. Находясь на Филиппинах, он не побоялся лечь на стол к местному хилеру и пройти у него сеанс лечения, который фиксировался на камеру. Примечательно, что во время съёмки фотоаппарат работал исправно, но после проявки плёнка оказалась засвеченной. Болезнь уха, которая послужила поводом для обращения к хилеру, после сеанса прошла. Геннадий Дмитриевич убеждён, что вылечить её помог механизм самовнушения, часто срабатывающий в случаях внезапных излечений, а также вера пациента в то, что его вылечат: «Лечит не хилер, лечит вера». При этом он убеждён, что феномен настоящих хилеров существует так же, как и других целителей, использующих нетрадиционные методы лечения. Другое дело, что настоящих профессионалов, людей одарённых от Бога, не много. Так же, как и в любой другой сфере деятельности здесь есть шарлатаны. Но даже и в случае обращения к лже-целителю у больного всегда есть шанс выздороветь при помощи включения механизма самоисцеления, основанного на глубокой вере в то, что его вылечат.
Постепенно беседа перешла в русло «непознанного и мистического» в сфере психологии. Геннадий Дмитриевич придерживается того взгляда, что, чем больше учёный познаёт в своей научной сфере, тем реальнее для него становится существование Создателя. Существует определённый предел в изучении «непознанного», который устанавливает сам Бог. Выход за этот предел опасен для человека.
Немало удивительных случаев было и в его собственной практике. Например, ученица Геннадия Дмитриевича в состоянии гипноза (во время эксперимента велась аудио-запись всего происходящего), поэтапно под его руководством прошла через разные возрасты; «на школьном этапе» - продемонстрировала почерк, идентичный своим записям в тетрадке в первом классе (было проведено сравнение); в «детсадовский период» - изменился голос, и используемый словарный запас стал детским. Но самым удивительным стало «возвращение» в период 2-3 недель от роду. Именно на этом этапе испытуемая, находясь в состоянии гипнотического транса, проявила признаки сильного беспокойства, заплакала и стала жаловаться на боли в руке. Как выяснилось позже при общении с родителями девушки, именно в указанный период у ребёнка был вывих руки, который врачи были вынуждены вправлять без применения анестезии из-за очень юного возраста пациентки. Этот факт служит очередным подтверждением того, что наша нервная система «запоминает» абсолютно всё, что происходит и хранит информацию где – то «на задворках» сознания в течение всей жизни человека. Опытный специалист, применяя специальные практики, может помочь пациенту её извлечь, если это необходимо для нормализации психического состояния. Ещё одним уникальным эпизодом этого эксперимента стало то, что при прохождении этапа «до рождения» девушка вдруг заговорила на странном языке. Впоследствии при прослушивании аудиозаписи специалистами было выявлено, что она говорила на смеси эстонского и старо-финского языков. Сама испытуемая жила в Таллинне и эстонский язык знала, но вот язык, на котором она говорила в состоянии гипнотического транса был ей малознаком! Что это, необъяснимое совпадение или факт, подтверждающий теорию существования прошлых жизней, а также возможности при определённых условиях о них «вспомнить»? Геннадий Дмитриевич предполагает, что в данном случае стал свидетелем того, как «нервная система вспомнила прошлые жизни», т.е. сработала генетическая память. В качестве примера других исследований в этой области он приводит работы К.Г.Юнга, посвящённые коллективному бессознательному.
Впоследствии этот случай изучался и анализировался и даже лёг в основу магистерской диссертации, выполненной участницей этого опыта.
Геннадий Дмитриевич многократно проводил опыты «погружений» в состояние «психобиоэнергетического транса» не только в нашей стране, но и в Испании, Финляндии и на Филиппинах. Из-за языкового барьера они проходили без применения речевых установок, и, тем не менее, методика работала. Достаточно нескольких энергетических пассов руками, чтобы человек погрузился в особое изменённое состояние. В некоторых случаях, находясь в трансе с закрытыми глазами, человек может следовать за движениями рук гипнотизёра, чувствуя их за 2-3 метра. Для осуществления ввода пациента в транс Геннадий Дмитриевич разработал специальное звуковое сопровождение, напоминающее медитативные мантры буддийских монахов.

Тренинг. Впечатления очевидца

Геннадий Дмитриевич на занятиях любит приводить в пример метафоры, легко и с удовольствием цитирует восточных мудрецов и Мишеля Монтеня. Его занятия воспринимаются не как учёба, а как простая доверительная беседа с мудрым и сопереживающим собеседником, в результате которой на душе у слушателей делается удивительно легко и спокойно. И становится понятно, что за этой легкостью стоит искусство и работа настоящего Мастера. В конце занятия проводится сеанс релаксации. Погашен свет, из магнитофона звучит тихая музыка, а также слышны слова Геннадия Дмитриевича: «Расслабляются мышцы рук, вы чувствуете тепло и т. д.». Во время сеанса мне под музыку почему-то «привиделись» горы и цветущая сакура. Но вот начинается «возвращение», слышится счёт «пять, четыре,…один»… всё - манящий пейзаж с горами и деревьями растаял, все вернулись в реальность Несмотря на небольшое «время погружения», чувствуешь себя отдохнувшей и ощущаешь необычайное количество энергии и прилив работоспособности. Для тех, кто пока ещё не побывал на занятиях, Геннадий Дмитриевич предлагает советы по самостоятельному экспресс-контролю стресса и управлению настроением, итак:

Стресс и настроение. Советы Гуру:

«По большому счёту современная теория стресса - это не что иное, как новая одежда старых представлений о мудрости, смысле, стратегии, тактике жизни. Как оптимально построить годы своей жизни, чтобы постоянный стресс приносил успехи, радость, счастье, а не калечил бы при этом здоровье? Как строить свои взаимоотношения с людьми, чтобы они были в радость и не вызывали чрезмерного стресса? На что тратить свое время, рабочее и свободное? Бесконечные усилия в стрессе могут привести к успехам, но убить радость мироощущения, а постоянное бегство от стресса в сибаритство, развлечения - это часто путь к фрустрации: к «стрессу рухнувших надежд», к глубоким переживаниям по поводу бесцельно прожитых лет. Отсутствие стресса так же вредно, как и его избыток.
Что можно предпринять, когда в конкретной ситуации становится ясно, что стресс может перерасти в дистресс (т.е. чрезмерный стресс, в переводе с английского языка этот термин означает несчастье, недомогание, истощение)? Вот некоторые рекомендации:
Прежде всего, нужно позаботиться о своей физической кондиции и систематических мышечных нагрузках. Они обладают свойством возвращать начавшийся дистресс на уровень положительного стресса, дают разрядку психическому напряжению. Постарайтесь как можно меньше спешить и суетиться. Организуйтесь. Не планируйте много дел на короткое время. Отрекитесь от всех мелочей. В период ожидания ответственного момента деятельности переключайтесь на постороннее, увлекающее дело: юмор, музыку, детективную литературу. Не ждите, даже если ожидаете.
Если темп жизни начинает захлёстывать вас, сбросьте на время скорость. «Двигатели» стресса, поработав на холостых оборотах, охладятся и дальше выдержат ещё большую нагрузку.
В типичной острой стрессовой ситуации, как до неё, так и после, можно рекомендовать следующую последовательность мероприятий:
1.Разрядить напряжение: бегом, быстрой ходьбой, любой другой физической нагрузкой.
2.Сбросить темп движений и речи. Внешне и внутренне избавиться от спешки хотя бы на короткое время.
3. Расслабиться в процессе медленной ходьбы.
4.Сесть в кресло так, чтобы голова удобно лежала на опоре. Закрыть глаза и полностью расслабиться.
5.Чётко воссоздать какую-нибудь приятную ситуацию, вжиться в неё.

Вначале эти способы саморегуляции стресса требуют сознательного включения их в деятельность. Но при многократном использовании они всё более и более становятся автоматическими. Помните: счастье и успех несёт только чередование активной работы и активного отдыха».

"Борьба САМБО"(www.сайт)

Геннадий Дмитриевич Горбунов
ПСИХОПЕДАГОГИКА СПОРТА
М.: "Физкультура и спорта", 1986. - 208 с., ил.

Книга посвящена практическим вопросом психологии воздействия с позиций воспитательных задач педагогики спорта. В ней раскрывается содержание психологического обеспечения подготовки спортсмена по схеме: изучить - рекомендовать - обучить - помочь. Даются проверенные в спортивной практике варианты релаксации, внушенного отдыха, аутотренинга, гипноза, вербально-музыкальной и других видов психорегуляции. Описываются способы саморегуляции, предлагаются тексты рекомендаций, внушений и самовнушений.
    Для спортсменов, тренеров, психологов-практиков, студентов институтов физкультуры.

3 .................... 5 ................................. 7

Я уже довольно долго находился в тесном контакте с врачами, физиологами, биохимиками, но специалиста-психолога все не удавалось увидеть.

И вот в 1975 году во время подготовки сборной команды ленинградских пловцов к Спартакиаде народов СССР в поселке Цахкадзор судьба свела меня с психологом Г.Д. Горбуновым. (В общих чертах я уже был знаком с его работой.)

В первый же день сбора на общем собрании он коротко изложил направления своей работы. Я воспользовался случаем и предложил Геннадию Дмитриевичу поселиться вместе со мной.

Очень скоро я понял, что это человек, прекрасно знающий и глубоко любящий спорт, страстно желающий приносить пользу своей тонкой наукой. Мы быстро нашли с ним общий язык. К концу нашего первого совместного сбора мои ребята владели начальными основами аутотренинга и с удовольствием участвовали в сеансах внушенного отдыха.

Сколько сборов позади, сколько соревнований! И Олимпийские игры, и чемпионаты мира и Европы, и универсиады, и многочисленные международные товарищеские встречи. И везде Геннадий Дмитриевич стремился быть полезным как профессиональный психолог и педагог. Ребята это почувствовали после первых же соревнований.

Г.Д. Горбунов естественно влился в сборную команду страны по плаванию, постепенно вовлекая в орбиту своей работы все новых и новых спортсменов и тренеров. Ребята полюбили его за бескорыстную помощь, человеческое обаяние и доброту.

В работе Геннадия Дмитриевича отличает постоянный поиск перспективы путей и методов влияния на спортсменов и тренеров. Систематическое, активное включение новых разработок в уже опробованные методики привело к тому, что уже через короткий срок его работа достигла высокого уровня. Постепенно у него сложились свой стиль, своя система, которые представлены в этой книге.

Уверен: эта книга окажется хорошим помощником и тренеру, и спортсмену, и психологу-практику.

И. Кошкин,
заслуженный тренер СССР,
заслуженный работник физической культуры РСФСР

Н а пути к результатам высокого класса спортсменам сегодня приходится систематически выдерживать и преодолевать экстремальные физические и эмоциональные нагрузки, что определяет важное значение психологического фактора в их подготовке. Нередко во время тренировок, больших по объему и интенсивности, возникают переутомление, страх перед нагрузками, появляется сильная раздражительность, ухудшается сон, теряется аппетит. Случаи психических срывов на соревнованиях встречаются еще чаще, когда из-за чрезмерного волнения или апатии атлеты не могут показать результатов, соответствующих их готовности. Чтобы избежать подобных явлений в практике спорта, все чаще используются постоянный контроль и регуляция физического и психического состояния спортсменов.

В недавнем прошлом к психологам в сборных командах относились скептически. В настоящее время роли психолога в тренировочном процессе отводится все большее место. Но его работа не ограничивается только тестированием, проведением сеансов психорегуляции, осуществлением коррекции эмоционального тонуса. В функции психолога входит и участие в воспитании эмоциональной устойчивости, в формировании и совершенствовании спортивного характера. Важно, чтобы психолог естественно вошел в спортивную жизнь команды и осуществлял свое педагогическое воздействие тонко и ненавязчиво.

Многие виды спорта помолодели, часто совсем юные спортсмены участвуют в крупнейших соревнованиях, и перед ними ставят не по возрасту серьезные задачи. В этих случаях особенно нужны помощь, поддержка, совет. Даже короткая беседа специалиста-психолога может изменить отношение к тренировке, настроить на ответственный старт. Десять лет назад в сборной команде СССР по плаванию появился кандидат психологических наук Г.Д. Горбунов. Диапазон его деятельности был необычайно широк. Основой его работы были разнообразные сеансы психорегуляции, существенно помогающие восстанавливаться после нагрузок, вырабатывающие уверенность в своих силах, в необходимые моменты мобилизующие на высокий спортивный результат. Геннадий Дмитриевич помогал нам переносить сложности и тяготы спортивной жизни, сохранять до нужного времени накопленную нервно-психическую энергию, настраивал на победу и, и что особенно важно, всей своей системой, своим примером воспитывал в нас значимые для спорта свойства личности, способствовал формированию гражданственности и патриотизма.

В часы отдыха мы обсуждали с ним интересующие нас дела, наши промахи и достижения, книги, учебу, спорт, музыку. Это являлось частью нашего образования, нашей общей культурой.

За годы пребывания в сборной Г.Д. Горбунов параллельно с нашим возмужанием и успехами изменял и формы своей работы. Но самым важным было простое человеческое общение с ним, основанное на добрых взаимоотношениях и глубоком взаимопонимании.

В этой книге все проверено практикой спортивной жизни, все что мы, спортсмены, почувствовали на себе. Опыт Геннадия Дмитриевича, заслуживающий самой высокой оценки и широкого распространения, несомненно будет принят специалистами физической культуры и спорта, тренерами, самими спортсменами с большим интересом.

В. Сальников,
заслуженный мастер спорта,
трехкратный чемпион Олимпийских игр,
неоднократный чемпион и рекордсмен мира.

С порт - область человеческой деятельности, где теория и практика, наука и искусство столь тесно переплетены, что их разобщение при анализе часто приводило к досадным недоразумениям. Одностороннее рассмотрение сложного явления всегда ошибочно. Это относится и к анализу спортивного результата - интегративного и итогового показателя качества всей подготовительной работы и соревновательной деятельности. Дать строгое и окончательной научное объяснение спортивному достижению не всегда представляется возможным.

Безусловно, спортивная наука - основа новых рекордов, но не только она одна. Да и исключительно научный подход с его академизмом и терминологией далеко не всегда доступен и понятен тренеру и спортсмену. Всегда желательно, чтобы наука умела пользоваться категориями и точкой зрения практиков. В противном случае ученые будут продолжать получать упреки за непонятность и отрыв от практики спорта. В свою очередь, практикам спорта будут предъявлять претензии по поводу эмпиризма и недостаточного использования достижений науки до тех пор, пока в своем профессиональном совершенствовании они не дойдут до требований категориального аппарата науки. Вероятно, всегда лучше, когда наука и практика идут навстречу друг другу с тем, чтобы достичь взаимопонимания, а не для того, чтобы соревноваться во взаимных упреках и претензиях. (Настоящая книга по содержанию и стилю и есть попытка осуществить такое взаимопонимание науки и практики.) Это касается всех наук, обслуживающих спорт, но, пожалуй, более всего психологии.

Дело в том, что людей с различными взглядами, образованием, жизненным опытом, оценками спорта и т.п. объединяет одно - все они считают, что знают психологию спортсмена и стремятся найти психологическое объяснение успеха и неудачи. Особенно неудачи. Здесь психологии традиционно отведена роль козла отпущения. Когда ситуация аморфна, выдвинуть бездоказательное обвинение легко, а опровергнуть его трудно. Тем более что далеко не всякое научное исследование реализуется на практике, точно так же не всякий спортивный успех есть результат чистой науки. Очень часто это базирующееся на науке и опыте искусство - спорное, ищущее, ошибающееся и вдруг глубоко проникающее в неведомое и дающее скачки в результатах. И чем выше спортивный результат, тем больше места в творчестве тренера и спортсмена занимает психология. Вероятно, поэтому и претензии к психологии и психологам так велики.

Содержание этой книги исходит из практики многолетней работы по психологической подготовке и управлению состоянием и поведением спортсменов в условиях тренировки и соревнования. Поэтому она и рассчитана на практиков. Каждому разделу можно было бы предпослать теоретическую подкладку той или иной толщины, но намеренно это делалось в минимальном объеме. Излагаемый здесь практический опыт разрабатывался, использовался и систематизировался на основе строгих теоретических концепций, многочисленных экспериментальных данных советских и зарубежных исследователей, на практических занятиях многих психологов.

Этому опыту 30 лет. В них десять лет собственного спортивного стажа, десять научно-исследовательского и десять научно-практического в качестве психолога сборной команды СССР по плаванию. В течении 20 лет, из года в год, то, что давали наука и практика, систематизировалось автором в вузовских курсах "Психология спорта" и "Психологическая подготовка спортсмена" (в последующем курс назывался "Психологическое обеспечение подготовки спортсмена"). Изложенное ниже - синтез научно-исследовательского, научно-практического и дидактического опыта в этой проблеме.

Информативный аспект этой книги в равной мере рассчитан как на тренеров и спортсменов, так и на профессиональных психологов и педагогов. Несомненно, что-то для тренеров будет носить только, так сказать, ознакомительный характер. Например, сведения о применении гипноза в спорте. Ведь все равно тренер сеансы гипноза проводить не может. Однако знать о его возможностях он должен как можно больше. Это позволит тренеру быть грамотным заказчиком при обращении к специалисту, даст ему возможность правильно сформулировать перед ним педагогическую задачу. Впрочем, тренеру иногда достаточно общего понимания пользы в работе того или иного специалиста, наличия доверия к нему и предоставления элементарных возможностей для работы. А дальнейшую необходимость и полезность его деятельности оценивать по эффективности и качеству решения педагогических, в основном воспитательных задач. Единственно этих задач можно изобразить на схеме, которая предваряет разговор о психопедагогике спорта и психологии воздействия:

Автор выражает глубокую признательность тренерам, руководителям, всем тем, кто содействовал его начинаниям, побуждал к работе и помогал в ней. Мы пережили вместе много счастливых дней. Это в первую очередь И.М. Кошкин, С.М. Вайцеховский, Т.М. Абсалямов. Изложенный здесь опыт проанализировали официальные и неофициальные рецензенты, которым автор выражает глубокую признательность. Их принципиальные замечания и дружеские советы оказали автору большую помощь при доработке рукописи и развитии его взглядов на психо-педагогику спорта.

Обращаясь к читателям, хочется отметить, что любые замечания и предложения, направленные на совершенствование этих материалов, автор примет с большой благодарностью.

Психолог сборных России по плаванию и фигурному катанию Геннадий Горбунов: Работаю кровельщиком – крыши ставлю на место

«Лечи мальчику голову», - сказала Татьяна Тарасова после провала на последнем «Гран-при России» тренеру фигуриста Константина Меньшова. Через пару месяцев Меньшов стал чемпионом страны. К этому и множеству других спортивных чудес приложил руку профессор психологии Геннадий Горбунов.

СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РАЗГОВОР О ГЛАВНОМ

«Лечи мальчику голову», - сказала Татьяна Тарасова после провала на последнем «Гран-при России» тренеру фигуриста Константина Меньшова. Через пару месяцев Меньшов стал чемпионом страны. К этому и множеству других спортивных чудес приложил руку профессор психологии Геннадий Горбунов.

Через месяц исполнится 40 лет, как Геннадий Горбунов работает со спортсменами: впервые он поехал на Спартакиаду народов СССР в 1971 году. А с 1975 года работает со сборными страны. Начинал с плавания, через него прошли все наши чемпионы и призеры Московской Олимпиады. Потом работал с велосипедистами, легкоатлетами, футболистами. С фигуристами, по собственному признанию, начал сотрудничать потому, что питерская Академия фигурного катания находится в нескольких минутах ходьбы от дома. Сказывается возраст.

«ПОЛУЧИ КАЙФ ОТ ПРОКАТА»

На чемпионате мира в Москве я работал с Ксюшой Макаровой и Аленой Леоновой , - рассказывает Геннадий Дмитриевич. - После короткой программы Алена подошла ко мне и попросила, чтобы вечером я провел сеанс. Я пришел в гостиницу, сеанс был недлинным. Я ей сказал: «Ты будешь засыпать, но борись со сном, будь в дремоте, плавай». Провел сеанс на восстановление на 30 минут в трансовом состоянии.

- Установку на произвольную программу давали?

Которая едва не принесла Алене бронзовую медаль? А как же! Смысл сеанса в том и состоял, чтобы она одинаково удачно выступила в обеих программах. Сплошь и рядом бывает: в короткой фигурист первый, в произвольной – десятый. Или наоборот. Понятно, что это не проблема подготовки, а психического управления.

- Не раскроете секрет, что именно вы говорите?

- Давно работаете с Леоновой?

С Аленой мы начали сотрудничать три года назад. Я ей рассказал о ритуале предсоревновательного поведения, объяснил основные приемы. Начал с мягкого погружения, релаксации, потом стал углублять, вводить в трансовое состояние. В конце концов перешел к гипнозу. В глубинном погружении она все воспринимает по-другому.

Чемпион мира и Европы в плавании Станислав Донец рассказывал, что вы даете установку не на выигрыш медалей, а на хорошее выполнение своей работы.

Правильно, все то же самое я говорю и фигуристам. Есть, конечно, нюансы. В плавании нет необходимости отвлекаться на эстетическую составляющую, что приходится делать в фигурном катании. Поэтому фигуристов я направляю на одно: «Получи кайф от проката. Если ты получишь удовольствие, то его получат все: зрители, судьи, папа с мамой».

Когда фигуристы ко мне приходят, пишут фамилию, имя, год рождения, у кого тренируются, я их сразу провоцирую: «Опиши старт, на котором ты получил наибольшее удовольствие». Вне зависимости от результата. Восторг запоминается не столько головой, сколько телом. Если ты его будешь помнить, то к другому старту ты тело подготовишь должным образом.

У меня есть подход, который я использую везде, особенно с фигуристами. Волнения нет, говорю я. Даже слова такого нет. Убрали волнение. У нас есть вдохновение, воодушевление и восторг. Таким образом, вместо одного «в» мы получаем три других.

- Как очевидец могу сказать, что восторг – это как раз то, что испытывала Леонова после прокатов.

Конечно! Главное - вызвать у нее соответствующую реакцию. Но важно, чтобы эмоции не захлестнули, иначе она может потерять контроль, особенно в прыжках. Восторг – это энергетическая подпитка. Она умудрилась сделать так, что подпитывала себя от начала до конца.

«С МАКАРОВОЙ СЕРЬЕЗНО ОШИБСЯ»

- У Макаровой короткая программа тоже удалась. А что случилось в произвольной?

Мы это детально обсудили и с ее тренером Евгением Рукавицыным . Но я это озвучить не могу. Считаю, что в одном месте я серьезно ошибся. Ксению надо было восстановить вечером после короткой, но она не проявила желания. Долго разговаривала по телефону с мамой. Я ждал, не настаивал. Зря. С Ксюшей, конечно, у меня контакт меньше, она же всего несколько месяцев как живет в России. Я не стал рисковать, поскольку не знал, к чему приведет мое вмешательство.

Был, правда, еще один вариант помочь ей: если бы я смог пообщаться с ней прямо перед выходом на лед. Ведь 55 минут между разминкой и стартом – это очень много. Но попасть в зону, где фигуристы находятся перед прокатом, я не мог. Поэтому моя задача на ближайшее будущее – создать запись с установками фигуристам, чтобы они могли слушать ее перед выступлением.

- В чем же секрет успеха Леоновой?

Все построено на нескольких основных позициях. Первое – любой человек, когда с ним работаешь, должен быть готов к изменениям. Нельзя заставлять спортсмена идти к психологу. Не хочет – не надо, все равно такой труд будет бесполезен. Второе – продолжение первого: задача специалиста, занимающегося психологией влияния, – создать у своего подопечного веру, ощущение чуда. Если это есть, то любые дальнейшие действия оказываются полезными.

Даже языковой барьер не имеет значения: на Филиппинах тренер привел ко мне парня со словами: «Он совсем растренирован, сделайте что-нибудь». Я провел с ним лишь один сеанс внушения, и он стал чемпионом Азии. Тренер был в шоке: «Что вы с ним сделали?» «Ничего, – отвечаю. – Он просто в меня поверил».

«СТРАХ СИДИТ В ПОДСОЗНАНИИ»

- Изменяется ли ваша методика работы в зависимости от вида спорта?

Когда начинал работать с велосипедистами, не знал специфику вида, не понимал, что им надо сказать. Собирал сведения у тренеров, спортсменов. Писал нужные слова, потом шел к Александру Кузнецову (главному тренеру сборной СССР. – Прим. ред. ) и сверял с ним. Только после этого начинал писать «инструмент воздействия». Работа над 5-7 строчками длится неделю, иногда две. Причем в этой фразе должны быть слова, которые используют спортсмены. Когда выработан инструмент, можно начинать влиять.

То же самое я сделал в фигурном катании: расписал состояние спортсмена, который готовится к прыжку. Потом Тамара Николаевна Москвина, Евгений Рукавицын внесли коррективы. Просил и Мишина . Но с ним мы так и не смогли встретиться и все обсудить. Показывал фигуристам – Саше Смирнову , Косте Меньшову . Когда «инструмент» был готов, начал оттачивать его под гипнозом. Это не значит, конечно, что все будут прыгать безошибочно. Методика направлена на то, чтобы уменьшить вероятность падения или плохого приземления.

- А зачем вообще нужно вводить человека в состояние транса, гипнотизировать?

Очень часто в психологии влияния ориентируются на рациональный интеллект, на сознание. Но, если человек испытывает тревогу, страх, особенно перед соревнованиями, ты ему можешь сто раз сказать «Заканчивай, не беспокойся!». А что толку? Тревога сидит в подсознании.

Моя работа строится на том, что я сначала что-то рассказываю – но это лишь четверть дела. Потом я погружаю его в соответствующее состояние и повторяю то же самое. Иногда импровизационно, иногда говорю заготовленные фразы. Как стихи – одно и то же, одно и то же. Закладываю глубинную установку, которая всплывет, когда нужно. Это может быть либо спокойствие и уверенность, либо собранность и мобилизация – в разных видах спорта по-разному.

«ГАЧИНСКИЙ НЕ ГОТОВ К ИЗМЕНЕНИЯМ»

- С кем еще из фигуристов работаете?

Несколько раз встречались с Сашей Смирновым. Ему я подарил книгу и запись аутогенной тренировки. И он сказал, что этого ему достаточно. Слушает запись перед выступлениями. С Юко (Кавагути. – Прим. ред. ) я занимаюсь больше: она звонит, я приезжаю на каток, и мы с ней общаемся.

С год назад был у меня Артур Гачинский . Но это тот случай, когда человек пока оказался не готов к изменениям. Он не прочувствовал меня. Мишин формирует людей самодостаточными. Артур может прийти ко мне, только если Алексей Николаевич скажет, что нужно что-то подправить. Но сейчас, после его успеха, он вряд ли придет. Ведь есть такое неверное представление, что если спортсмену нужен психолог, то это слабый спортсмен.

- Насколько известно, эта фраза принадлежит знаменитому тренеру по плаванию Сергею Вайцеховскому.

С Вайцеховским мы были знакомы с 60-х годов, когда он еще занимался пятиборьем. И мне он говорил: «Гена, были у меня всякие психологи. Не верю я вам, шарлатанам». Но прошло время, он увидел результаты моей работы и изменил точку зрения. «Что ж вы ругаете психологов, - ему говорили, - а Горбунов вон сколько лет у вас работает». «Не путайте, - отвечал он, - Горбунов - это совсем другое дело».

- Правда ли, что состояние олимпийского чемпиона Сальникова во время длительного заплыва было близко ко сну?

Нет, он не спал. Это было трансовое состояние, то есть предельная раскованность и раскрепощенность, сочетающиеся с максимальной собранностью и мобилизацией. Это вариант сомнамбулизма, когда человек становится ловким, как обезьяна. Но не дай бог его разбудить, сразу возникает страх. Зачастую глубинные позитивные вещи – вдохновение, творческий подъем – возникают именно в состоянии транса. На дистанции, когда человек входит в это состояние, особенно в циклических видах спорта, мышцы работают предельно экономично и появляется удивительная координация движений.

Говорят, что 14-кратный олимпийский чемпион Майкл Фелпс слушает перед заплывами такие же записи, какие вы дали Александру Смирнову?

Достоверно вам никто не скажет. Американцы, да и многие другие, скрывают не только методики, но зачастую и людей, которые работают. Бывали случаи, когда я видел человека на соревнованиях, знал его по другим делам, знал, что он психолог. Спрашивал у американцев, чем он занимается, а они говорили, что это тренер. Фактов у меня нет, но если исходить из принципов, по которым работают американцы, то там точно есть психолог. Потому что, когда человек выходит на такой уровень, невозможно, чтобы он обходился без специальной подготовки.

«С ЖЕНЩИНАМИ РАБОТАТЬ ПРОЩЕ»

- Были случаи, когда вы оказались не в силах помочь?

Конечно. Но, даже если человек за время нашей работы прибавил в результате полбалла или полсекунды, считаю, что работа была удачной.

- Бывают совершенно не поддающиеся гипнозу люди?

Сколько угодно. Гипнабельных людей в мире около 15 процентов. Но все способны входить в транс. Когда человек во время сеансов входит в транс пять, семь, десять раз, у него увеличивается внушаемость. И тогда я начинаю использовать гипноз.

- С кем проще работать - с женщинами или с мужчинами?

Мне с женщинами проще. Мой характер общения, личностные особенности больше импонируют женщинам. Мужчинам тоже, но особого склада: если это тафгай, то он вряд ли ко мне придет, я больше работаю с людьми интеллигентного склада.

Борис Спасский говорил Рудольфу Загайнову, что психолог вынужден быть душевной проституткой: постоянно подстраиваться под личность спортсмена, тренера. Вы согласны?

А почему журналистам этот ярлык не пришить, скажем, врачам и психотерапевтам? Конечно, хочешь или не хочешь, а иногда закручиваешь человеку мозги, лишь бы снять напряжение. Приходится, скажем так, лукавить. Меня иногда спрашивают: «Кем ты работаешь?», я говорю: «Кровельщиком, крыши ставлю на место».

По поводу Загайнова. Как вы считаете, история с гибелью Юлии Арустамовой сильно ударила по реноме спортивных психологов?

Загайнова я знаю более 40 лет. Он очень хороший психолог. Но на вопросы о нем я не отвечаю.

- Насколько, по вашей оценке, сборные России сейчас обеспечены психологами?

Если я дам такую оценку, меня побьют, - смеется Горбунов. – Специализация «Спортивный психолог» сохранилась в университете Санкт-Петербурга. Не знаю, сколько там было выпусков. Десять, пятнадцать... Но этих людей не видно в спорте.

Недавно на меня вышли люди из Медицинского управления, которые получили задание подготовить к Играм в Лондоне, а дальше к Сочи каждой сборной команде по психологу. Речь шла о том, что я буду готовить психологов в спорте. Спрашивали, сколько я хочу получать, но потом все успокоилось. А кадров-то нет. Точнее, хорошие психологи есть, но такие люди сразу оказываются в бизнесе и получают там достойную зарплату. А средние и тем более слабые психологи в спорте не нужны.

- То есть в ближайшем будущем уровня США или Китая в плане психологической подготовки нам не достичь?

Вы приезжайте на соревнования, к примеру, по плаванию. Там вдоль бортиков наравне с врачами, массажистами ходят люди с надписью «Psychologist» на спине. А у нас попробуйте пробить место для психолога в делегации. Мне в свое время предлагали кресло психолога Спорткомитета СССР. Я сказал: «Ни за что, потому что сейчас руководитель понимает значение психологии, а что будет завтра?»

Что делать, известно: ввести должность штатного психолога во всех сборных, дать людям хорошую зарплату. Но этого же и близко нет!..

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Геннадий ГОРБУНОВ

Мастер спорта по плаванию. Доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии психологических наук.

Работал со сборными СССР и России по плаванию, легкой атлетике, велоспорту, фигурному катанию.

А КАК У НИХ?

МЫ ПОЗАДИ ДАЖЕ НИГЕРИЙЦЕВ

С командой Китая на Олимпиаду-2000 в Сидней приехали 60 психологов, со сборной Соединенных Штатов – 30. Англичане привезли восемь специалистов, немцы – шесть, французы – пять. Свой психолог был даже у нигерийцев, правда, американец. В российской олимпийской команде не было ни одного психолога.

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

МАТЧ КАРПОВ – КОРЧНОЙ ПРЕВРАТИЛСЯ В ВОЙНУ ГИПНОТИЗЕРОВ

Зачастую вокруг работы психолога разгораются скандалы, а шахматный матч за титул чемпиона мира в 1978 году между Анатолием Карповым и Виктором Корчным, проходивший в филиппинском Багио, вылился в настоящую психологическую войну. В команде Карпова за психологическую подготовку отвечал Владимир Зухарь. Он постоянно приходил на партии, садился на одно и то же место в первых рядах и, по словам Корчного, гипнотизировал его.

Сначала люди из команды Корчного садились перед Зухарем, пытаясь загородить шахматиста от взгляда «гипнотизера», потом соперник Карпова потребовал пересадить психолога на задние ряды. Ничего не помогало: в матче до шести побед Карпов вел в счете 5:2, а Корчной во всех своих ошибках обвинял Зухаря. И тут на помощь диссиденту Корчному из Америки приехали два парапсихолога, выпускники Гарварда, которые занялись нейтрализацией Зухаря.

«Честное слово, – говорил впоследствии Корчной, – я не верил никогда в чертовщину, но в этом что-то было!» При психологической поддержке он выиграл подряд две партии, затем была ничья и еще одна победа Корчного. При счете 5:5 советской делегации удалось добиться выдворения американцев-парапсихологов с Филиппин, и в первой же последовавшей за этим партии Карпов одержал решающую победу.

МНЕНИЕ ТРЕНЕРА

Тамара МОСКВИНА, тренер Юко Кавагути и Александра Смирнова:

– Роль психолога в спорте очень велика. Еще будучи студенткой Института имени Лесгафта, я выучила много психологических приемов, которые использую до сих пор в своей работе. Геннадий Дмитриевич Горбунов очень много и активно занимался с Юко и Сашей. Во время подготовки к чемпионату мира в Москве я тоже обращалась за помощью к нему. Хотела, чтобы приемы, которые я собиралась донести до них, были сказаны третьим лицом и, может быть, другими словами.

МНЕНИЕ СПОРТСМЕНА

Лариса ИЛЬЧЕНКО, олимпийская чемпионка по плаванию:

– Мы познакомились с Геннадием Дмитриевичем в 2006 году. Команда готовилась к чемпионату мира, и Горбунов должен был помочь справляться с тяжелейшими нагрузками. Честно скажу, как и большинство, я отнеслась к психологу с недоверием. Геннадий Дмитриевич это почувствовал и первый спросил: «Ты мне не веришь?». А потом рассказал случай, как один спортсмен тоже ему не верил. И тогда он усыпил его, вывел на лестницу и разбудил на самом краю. Так же и со мной: Горбунов посадил меня на краешек кровати и усыпил. Проснулась я, только когда прозвенел будильник на вторую тренировку. И тогда я сразу ему поверила.

Горбунов Геннадий Дмитриевич (1938) — доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии психологических наук, почетный работник высшего образования России. 12 лет избирался членом Директората Европейской федерации психологов спорта. Более 40 лет работает практическим психологом в спорте высших достижений.

В 1960 году окончил Львовский государственный институт физической культуры, мастер спорта по плаванию.

В 1966 году окончил аспирантуру кафедры психологии ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, защитил кандидатскую диссертацию по психологии спорта.

С 1970 по 1995 года успешно совмещал преподавание психологии с работой практического спортивного психолога в сборных командах СССР по плаванию, легкой атлетике, велоспорту. Разработал авторскую теорию и методику психорегуляции состояний высококвалифицированных спортсменов с использованием гипноза и методов биоэнергетики.

С 1992 по 1998 года заведовал кафедрой психологии СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.

1994 году успешно защитил докторскую диссертацию на тему: «Психопедагогика физического воспитания и спорта».

1995 году избран член-корреспондентом, в 2004 году — действительным членом БПА по секции интенсивных методов обучения (СИМО). С 1995 по 1999 года являлся руководителем отделения психопедагогики Балтийской Педагогической Академии, созданной по его инициативе.

В 1996 признан лучшим лектором в своей области на профессорских чтениях одного из Всероссийских межвузовских фестивалей и является автором книги «Психопедагогика спорта», получившей золотую медаль как лучшая научно-исследовательская работа в области спорта.

Много лет представлял нашу страну в Европейской Федерации психологии спорта (FEPSAK), успешно работал за рубежом в качестве спортивного психолога национальных команд многих стран. В течение пятнадцати лет был членом научно-методического Совета Общества «Знание». Долгое время принимал участие в качестве консультанта в телевизионной программе «Музыкальный ринг».

Книги (2)

Психопедагогика спорта

Книга представляет собой дидактически обработанный опыт специалиста, полжизни проработавшего практическим психологом в спорте высших достижений, а полжизни — в вузовской аудитории.

Она посвящена практическим вопросам психологии воздействия с позиций воспитательных задач педагогики спорта. В ней раскрывается содержание психологического обеспечения подготовки спортсмена по схеме: изучить — рекомендовать — обучить — помочь. Рассматриваются особенности спортивного характера и пути его совершенствования.

Даются проверенные в спортивной практике варианты релаксации, внушенного отдыха, аутотренинга, транса, гипноза, вербально-музыкальной и других видов психорегуляции.

Описываются многочисленные способы саморегуляции, предлагаются тексты рекомендаций, внушений и самовнушений в виде конкретных практических руководств.

Радуйся честной победе

Вред и опасность потребления наркотиков, а также допинга — факт общеизвестный. Но, как показывает опыт, некоторые люди все равно прибегают к такому поведению, даже прекрасно зная о его негативных последствиях.

Почему же так происходит? Какие уязвимые стороны нашей психики оказываются затронуты, когда личность начинает действовать во вред себе, чем обусловлены пробы подобных препаратов, почему они вызывают труднопреодолимую зависимость, что можно этому противопоставить? Понимание таких механизмов — важное условие, позволяющее обезопасить себя и окружающих от риска зависимого поведения.

Книга адресована подросткам и молодежи, будет интересна также специалистам, занимающимся вопросами антинаркотической и антидопинговой профилактики.

25.05.2011 14:21

Вы заметили, что допинговые скандалы постепенно сошли на «нет»? А в Ванкувере на Олимпиаде вообще не было ни одного подозрительного допинг-теста? Судя по всему, риск слишком велик, санкции за употребление допинг-стимуляторов уже стали прерогативой уголовного законодательства. Воздействие на спортсменов «через голову», через психику становится едва ли не самым основным в процессе подготовки атлета к важнейшим стартам в жизни. Мы приглашаем к обсуждению проблем современной спортивной психологии всех заинтересованных специалистов и тех, кто хотел бы таким специалистом стать.

К огромному сожалению приходится констатировать, что открытых дискуссий по злободневным вопросам спортивной психологии и психофизиологии практически нет. Информационный вакуум, созданный в большей степени искусственно, не позволяет эволюционировать молодым психологам. Они остро нуждаются в наставничестве, но мэтры неохотно идут на общение, сохраняя некую таинственность и загадочность. Но есть и обратные примеры. Вы уже смогли познакомиться на станицах нашего портала с научными статьями профессора Загайнова. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию фрагменты интереснейшей беседы спортивного психолога Генадия Горбунова и корреспондентом «Совспорта». Крайне занимательно.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Геннадий ГОРБУНОВ

Мастер спорта по плаванию. Доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии психологических наук.

Работал со сборными СССР и России по плаванию, легкой атлетике, велоспорту, фигурному катанию.

Через месяц исполнится 40 лет, как Геннадий Горбунов работает со спортсменами: впервые он поехал на Спартакиаду народов СССР в 1971 году. А с 1975 года работает со сборными страны. Начинал с плавания, через него прошли все наши чемпионы и призеры Московской Олимпиады. Потом работал с велосипедистами, легкоатлетами, футболистами. С фигуристами, по собственному признанию, начал сотрудничать потому, что питерская Академия фигурного катания находится в нескольких минутах ходьбы от дома. Сказывается возраст.

«ПОЛУЧИ КАЙФ ОТ ПРОКАТА»

На чемпионате мира по фигурному катанию в Москве я работал с Ксюшей Макаровой и Аленой Леоновой, - рассказывает Геннадий Дмитриевич. - После короткой программы Алена подошла ко мне и попросила, чтобы вечером я провел сеанс. Я пришел в гостиницу, сеанс был недлинным. Я ей сказал: «Ты будешь засыпать, но борись со сном, будь в дремоте, плавай». Провел сеанс на восстановление на 30 минут в трансовом состоянии.

- Установку на произвольную программу давали?

Которая едва не принесла Алене бронзовую медаль? А как же! Смысл сеанса в том и состоял, чтобы она одинаково удачно выступила в обеих программах. Сплошь и рядом бывает: в короткой фигурист первый, в произвольной – десятый. Или наоборот. Понятно, что это не проблема подготовки, а психического управления.

- Не раскроете секрет, что именно вы говорите?

- Давно работаете с Леоновой?

С Аленой мы начали сотрудничать три года назад. Я ей рассказал о ритуале предсоревновательного поведения, объяснил основные приемы. Начал с мягкого погружения, релаксации, потом стал углублять, вводить в трансовое состояние. В конце концов перешел к гипнозу. В глубинном погружении она все воспринимает по-другому.

Чемпион мира и Европы в плавании Станислав Донец рассказывал, что вы даете установку не на выигрыш медалей, а на хорошее выполнение своей работы.

Правильно, все то же самое я говорю и фигуристам. Есть, конечно, нюансы. В плавании нет необходимости отвлекаться на эстетическую составляющую, что приходится делать в фигурном катании. Поэтому фигуристов я направляю на одно: «Получи кайф от проката. Если ты получишь удовольствие, то его получат все: зрители, судьи, папа с мамой».

Когда фигуристы ко мне приходят, пишут фамилию, имя, год рождения, у кого тренируются, я их сразу провоцирую: «Опиши старт, на котором ты получил наибольшее удовольствие». Вне зависимости от результата. Восторг запоминается не столько головой, сколько телом. Если ты его будешь помнить, то к другому старту ты тело подготовишь должным образом.

У меня есть подход, который я использую везде, особенно с фигуристами. Волнения нет, говорю я. Даже слова такого нет. Убрали волнение. У нас есть вдохновение, воодушевление и восторг. Таким образом, вместо одного «в» мы получаем три других.

- Как очевидец могу сказать, что восторг – это как раз то, что испытывала Леонова после прокатов.

Конечно! Главное - вызвать у нее соответствующую реакцию. Но важно, чтобы эмоции не захлестнули, иначе она может потерять контроль, особенно в прыжках. Восторг – это энергетическая подпитка. Она умудрилась сделать так, что подпитывала себя от начала до конца.

- У Макаровой короткая программа тоже удалась. А что случилось в произвольной?

Мы это детально обсудили и с ее тренером Евгением Рукавицыным . Но я это озвучить не могу. Считаю, что в одном месте я серьезно ошибся. Ксению надо было восстановить вечером после короткой, но она не проявила желания. Долго разговаривала по телефону с мамой. Я ждал, не настаивал. Зря. С Ксюшей, конечно, у меня контакт меньше, она же всего несколько месяцев как живет в России. Я не стал рисковать, поскольку не знал, к чему приведет мое вмешательство.

Был, правда, еще один вариант помочь ей: если бы я смог пообщаться с ней прямо перед выходом на лед. Ведь 55 минут между разминкой и стартом – это очень много. Но попасть в зону, где фигуристы находятся перед прокатом, я не мог. Поэтому моя задача на ближайшее будущее – создать запись с установками фигуристам, чтобы они могли слушать ее перед выступлением.

- В чем же секрет успеха Леоновой?

Все построено на нескольких основных позициях. Первое – любой человек, когда с ним работаешь, должен быть готов к изменениям. Нельзя заставлять спортсмена идти к психологу. Не хочет – не надо, все равно такой труд будет бесполезен. Второе – продолжение первого: задача специалиста, занимающегося психологией влияния, – создать у своего подопечного веру, ощущение чуда. Если это есть, то любые дальнейшие действия оказываются полезными.

Даже языковой барьер не имеет значения: на Филиппинах тренер привел ко мне парня со словами: «Он совсем растренирован, сделайте что-нибудь». Я провел с ним лишь один сеанс внушения, и он стал чемпионом Азии. Тренер был в шоке: «Что вы с ним сделали?» «Ничего, – отвечаю. – Он просто в меня поверил».

«СТРАХ СИДИТ В ПОДСОЗНАНИИ»

- Изменяется ли ваша методика работы в зависимости от вида спорта?

Когда начинал работать с велосипедистами, не знал специфику вида, не понимал, что им надо сказать. Собирал сведения у тренеров, спортсменов. Писал нужные слова, потом шел к Александру Кузнецову (главному тренеру сборной СССР. – Прим. ред. ) и сверял с ним. Только после этого начинал писать «инструмент воздействия». Работа над 5-7 строчками длится неделю, иногда две. Причем в этой фразе должны быть слова, которые используют спортсмены. Когда выработан инструмент, можно начинать влиять.

То же самое я сделал в фигурном катании: расписал состояние спортсмена, который готовится к прыжку. Потом Тамара Николаевна Москвина, Евгений Рукавицын внесли коррективы. Просил и Мишина . Но с ним мы так и не смогли встретиться и все обсудить. Показывал фигуристам – Саше Смирнову , Косте Меньшову . Когда «инструмент» был готов, начал оттачивать его под гипнозом. Это не значит, конечно, что все будут прыгать безошибочно. Методика направлена на то, чтобы уменьшить вероятность падения или плохого приземления.

- А зачем вообще нужно вводить человека в состояние транса, гипнотизировать?

Очень часто в психологии влияния ориентируются на рациональный интеллект, на сознание. Но, если человек испытывает тревогу, страх, особенно перед соревнованиями, ты ему можешь сто раз сказать «Заканчивай, не беспокойся!». А что толку? Тревога сидит в подсознании.

Моя работа строится на том, что я сначала что-то рассказываю – но это лишь четверть дела. Потом я погружаю его в соответствующее состояние и повторяю то же самое. Иногда импровизационно, иногда говорю заготовленные фразы. Как стихи – одно и то же, одно и то же. Закладываю глубинную установку, которая всплывет, когда нужно. Это может быть либо спокойствие и уверенность, либо собранность и мобилизация – в разных видах спорта по-разному.

«ГАЧИНСКИЙ НЕ ГОТОВ К ИЗМЕНЕНИЯМ»

- С кем еще из фигуристов работаете?

Несколько раз встречались с Сашей Смирновым. Ему я подарил книгу и запись аутогенной тренировки. И он сказал, что этого ему достаточно. Слушает запись перед выступлениями. С Юко (Кавагути. – Прим. ред. ) я занимаюсь больше: она звонит, я приезжаю на каток, и мы с ней общаемся.

С год назад был у меня Артур Гачинский . Но это тот случай, когда человек пока оказался не готов к изменениям. Он не прочувствовал меня. Мишин формирует людей самодостаточными. Артур может прийти ко мне, только если Алексей Николаевич скажет, что нужно что-то подправить. Но сейчас, после его успеха, он вряд ли придет. Ведь есть такое неверное представление, что если спортсмену нужен психолог, то это слабый спортсмен.

- Насколько известно, эта фраза принадлежит знаменитому тренеру по плаванию Сергею Вайцеховскому.

С Вайцеховским мы были знакомы с 60-х годов, когда он еще занимался пятиборьем. И мне он говорил: «Гена, были у меня всякие психологи. Не верю я вам, шарлатанам». Но прошло время, он увидел результаты моей работы и изменил точку зрения. «Что ж вы ругаете психологов, - ему говорили, - а Горбунов вон сколько лет у вас работает». «Не путайте, - отвечал он, - Горбунов - это совсем другое дело».

- Правда ли, что состояние олимпийского чемпиона Сальникова во время длительного заплыва было близко ко сну?

Нет, он не спал. Это было трансовое состояние, то есть предельная раскованность и раскрепощенность, сочетающиеся с максимальной собранностью и мобилизацией. Это вариант сомнамбулизма, когда человек становится ловким, как обезьяна. Но не дай бог его разбудить, сразу возникает страх. Зачастую глубинные позитивные вещи – вдохновение, творческий подъем – возникают именно в состоянии транса. На дистанции, когда человек входит в это состояние, особенно в циклических видах спорта, мышцы работают предельно экономично и появляется удивительная координация движений.

Говорят, что 14-кратный олимпийский чемпион Майкл Фелпс слушает перед заплывами такие же записи, какие вы дали Александру Смирнову?

Достоверно вам никто не скажет. Американцы, да и многие другие, скрывают не только методики, но зачастую и людей, которые работают. Бывали случаи, когда я видел человека на соревнованиях, знал его по другим делам, знал, что он психолог. Спрашивал у американцев, чем он занимается, а они говорили, что это тренер. Фактов у меня нет, но если исходить из принципов, по которым работают американцы, то там точно есть психолог. Потому что, когда человек выходит на такой уровень, невозможно, чтобы он обходился без специальной подготовки.

- Насколько, по вашей оценке, сборные России сейчас обеспечены психологами?

Если я дам такую оценку, меня побьют, - смеется Горбунов. – Специализация «Спортивный психолог» сохранилась в университете Санкт-Петербурга. Не знаю, сколько там было выпусков. Десять, пятнадцать... Но этих людей не видно в спорте.

Недавно на меня вышли люди из Медицинского управления, которые получили задание подготовить к Играм в Лондоне, а дальше к Сочи каждой сборной команде по психологу. Речь шла о том, что я буду готовить психологов в спорте. Спрашивали, сколько я хочу получать, но потом все успокоилось. А кадров-то нет. Точнее, хорошие психологи есть, но такие люди сразу оказываются в бизнесе и получают там достойную зарплату. А средние и тем более слабые психологи в спорте не нужны.

- То есть в ближайшем будущем уровня США или Китая в плане психологической подготовки нам не достичь?

Вы приезжайте на соревнования, к примеру, по плаванию. Там вдоль бортиков наравне с врачами, массажистами ходят люди с надписью «Psychologist» на спине. А у нас попробуйте пробить место для психолога в делегации. Мне в свое время предлагали кресло психолога Спорткомитета СССР. Я сказал: «Ни за что, потому что сейчас руководитель понимает значение психологии, а что будет завтра?»

Что делать, известно: ввести должность штатного психолога во всех сборных, дать людям хорошую зарплату. Но этого же и близко нет!..

А КАК У НИХ?

МЫ ПОЗАДИ ДАЖЕ НИГЕРИЙЦЕВ

С командой Китая на Олимпиаду-2000 в Сидней приехали 60 психологов, со сборной Соединенных Штатов – 30. Англичане привезли восемь специалистов, немцы – шесть, французы – пять. Свой психолог был даже у нигерийцев, правда, американец. В российской олимпийской команде не было ни одного психолога.

Похожие статьи